Найти в Дзене
...SVB...

Игры с разумом

После выступления на празднике в гимназии, моему сыну выдали в подарок вот такую книгу:

Книга для учеников начальных классов
Книга для учеников начальных классов

Сборник этот составлен в соответствии с рекомендациями по внеклассному чтению для начальной школы (интересно в соответствии с чьими рекомендациями?).

Так вот.
Вечером того же дня, я взял в руки рекомендованную книгу и открыл ее в случайном месте для ознакомления.
Эта была страница 128 с началом рассказа
"Городок в табакерке", автор которого В.Ф. Одоевский.
И вот как он начинается:

Начало рассказа "Городок в табакерке"
Начало рассказа "Городок в табакерке"

Реакция на предложение в начале этого рассказа была молниеносной. Мой мозг сразу поставил "сознательный блок", как будто выявил какое то, трудно объяснимое несоответствие и попытку автора внести конкретную установку ребенку в обход его детского сознания.

Миша был послушный мальчик; тот час оставил игрушки и подошел к папеньке.


Мне стало интересно, почему автор в самом начале своего рассказа, поставил акцент на том, что "Миша был послушный мальчик"?
И зачем сразу же после этого уточнил:
"он тот же час оставил игрушки и подошел к папеньке"?

Умышленно он это сделал или нет я судить не буду.
Но если Вы сами прочтете этот рассказ с начала и до конца, то вы наверняка заметите, что акцент этот полностью соответствует контексту всего произведения.

И по моему мнению смысл здесь очень даже очевиден, хотя слегка и
замаскирован.
А
маскировка эта, на мой взгляд в слове "послушный".

И если честно, меня от этого слова с детства "не по детски"
воротит.


И наверное потому, что мое детство протекало в "фермерской среде", где было много разной прирученной животины.
И если животное было
"угодным", его тоже называли "послушным".
А "послушными" животные точно не рождаются, а становятся такими только после активной "дрессировки".
То есть, через постоянное вмешательство в их действия, путем коррекции их поведения обычным наказанием.

Полагаю, для нас для всех вполне понятно, что животные именно "надрессированы", а потому и "послушны"!

А это естественно, что живой организм в такой воспитательной среде, рефлекторно, под страхом наказания становится угодным для своего хозяина, а значит и "послушным"

И тут я подхожу к очень важному моменту.
А заключается он в кардинальном отличии между "подлинным уважением" и "послушанием" перед лицом неминуемого наказания.

И это полезно понимать!
Ведь если человек (папенька, маменька, дедушка, бабушка, учитель или любой другой ), подлинно уважаем и любим, благодаря его разным особенностям, то к нему охотно прислушиваются, помогают и просто принимают без всякого принуждения к этому.
И если бы в начале рассказа, автор имел ввиду именно
"подлинное уважение и любовь" сына Миши к своему отцу, то либо не записывал бы это, либо мог бы написать примерно так:

Папенька поставил на стол табакерку и сказал сыну:
-Мишутка, родной мой, иди я покажу тебе что то интересное!
И так как Миша глубоко и искренне любил и уважал своего папеньку, то тот же час оставил все свои игрушки и сразу же прибежал к отцу.


Но вот только такой посыл в работе В. Ф. Одоевского в самом начале, ни как бы не соотнеся с реальным смыслом, заложенным в рассказе в целом.

А смыслом произведения в целом, является внушение ребенку того, что он функциональный элемент какой то системы или механизма.
Где его
роль определяется иерархически высшим в системе управлением.
И если он не будет
"послушным" в этом процессе, то все нарушится и механизм перестанет работать.
А такой исход событий
"идейному лидеру" не нужен.
Поэтому за
"не послушание", в таком случае "неугодному субъекту" и выписывают "корректирующее наказание".

К моему глубокому сожалению, в нашем мире
разумных людей, такое положение дел, имеет место быть повсеместно!
Это происходит в обычных человеческих семьях, где в место
подлинной и искренней любви к своему ребенку, у родителей как у "идейных лидеров" своего проекта под названием "жизнь", любовь становится условной. И вопрос принятия своих детей напрямую или косвенно зависит от их поведения, которое либо способствует сохранению системности жизни, либо эту системность нарушает.

И я не знаю кому угодно программировать наших детей такими рассказами как "Городок в табакерке", но точно понимаю для себя, что это делается кем то либо умышленно, либо автоматом, на уровне обычных рефлексов, сформированных нашей культурной средой, с присущей ей, вот такой вот реально существующей культурной особенностью.....

Сергей Валерьевич Белов

-3

...SVB...

Психология. Идеология. Философия. Культура. Семья. Дети.
Обучение. Воспитание. Общение. Размышления. Истина.