Вы знали, что около 20% населения развитых стран боятся летать на самолётах? Причин этому много, но основная - страх доверять свою жизнь сложной технике на огромной высоте.
Неудивительно, что полёты огромных лайнеров с сотнями пассажиров обросли большим количеством мифов, в некоторые из которых охотно верится.
Пилот гражданской авиации из США Патрик Смит за свою карьеру собрал десятки мифов и страхов пассажиров. О самых популярном из его коллекции я расскажу вам сейчас:
1. Открытие двери самолёта во время полёта приведёт к катастрофе
Действительно, сколько фильмов заканчивалось трагедией, когда пассажиров буквально высасывало за борт через открытую дверь. На самом же деле, говорит Патрик, во время полёта дверь становится настолько прижатой, что только Супермен сможет её открыть. Даже чемпиону мира в тяжелом весе это не под силу. Этот миф породил ещё один...
2. Отверстие в корпусе корабля приведёт к разгерметизации и всех затянет за борт
Смит говорит, что для такого эффекта в самолёт должна попасть ракета или взорваться на борту бомба. Небольшое отверстие никак не повлияет на самочувствие пассажиров. Пилот даже приводит в пример один случай, когда из-за разгерметизации ему пришлось совершить незапланированную посадку. При этом снижение давления в салоне самолёта равномерно распределилось по всему самолёту и пассажиры даже не поняли, что произошло.
3. На большой высоте человек опьянеет значительно быстрее
Помните передачу "Разрушители легенд"? Они уже развенчивали этот миф - уровень алкоголя в крови что на земле, что на высоте - одинаков. Поэтому и пьянеют люди одинаково. С другой стороны - на большой высоте, например, в горах, человек может "опьянеть" от недостатка кислорода, а не от алкоголя.
4. Во время полёта содержимое туалета выбрасывается за борт
Даже в поездах сейчас установлены биотуалеты, что уж говорить о самолётах. Для конструкторов небесных лайнеров намного проще сделать герметичный туалет с очисткой на земле, чем возможность сбрасывать продукты жизнедеятельности за борт. Поэтому, если обнаружите утром свой автомобиль слегка испачканным - вините птиц.
5. Унитаз самолёта так засасывает во время слива, что можно застрять
Можно, если ваша пятая точка идеально повторяет геометрию унитаза. Тот же "разрушитель легенд" Адам Сэвидж так и не смог проделать этот эксперимент.
6. Воздух в самолёте не меняется на протяжении всего полёта, можно подхватить инфекцию
Миф кажется правдоподобным, потому что раньше был правдой. Сейчас же каждый оборот в циркуляции воздуха сопровождается сменой как минимум половины его объёма. Также в самолётах устанавливают фильтры, которые отсеивают от 90 до 99% бактерий в воздухе. Получается, что воздух в салоне лайнера полностью обновляется каждые 4 минуты - быстрее, чем в лучших небоскрёбах.
7. Ремень безопасности снизит ваши шансы на спасение
Только если его замок заклинит. Почти все трагедии с самолётами сопряжены с жесткой посадкой, когда непристёгнутые пассажиры беспомощно летали по салону, ломая кости о сиденья и других пассажиров. Поэтому пользы от ремня безопасности несомненно больше.
8. Кислородные маски - муляжи для успокоения пассажиров
Если в салоне всё-таки произойдёт разгерметизация и содержание кислорода упадёт - могут погибнуть все пассажиры, даже если самолёт приземлится удачно. Авиакомпании не могут так рисковать. Кислородные маски действительно работают.
9. Пилоты могут "утихомирить" пассажиров в салоне, снизив уровень кислорода
Теоретически, пассажиры действительно станут более сонными, если уровень кислорода понизится. Но Патрик Смит называет это полной ерундой - уровень кислорода регулируется только электроникой.
10. Шансов выжить в авиакатастрофе практически нет
Патрик приводит здесь простую статистику - во всех авиакатастрофах, начиная с 1983 года, выжили 95% пассажиров (данные Национального совета США по безопасности на транспорте). Помните катастрофу в Сан-Франциско 6 июля? Боинг 777 буквально развалился на части и сгорел. При этом выжили 304 из 307 пассажиров. При том, что все новые самолёты становятся безопаснее предыдущих.