Найти тему

БУХГАЛТЕРИЯ: ПУТЬ ОГНЯ

Требования из налоговой и запросы ОБЭПа всегда прилетают неожиданно, когда ты к ним менее всего готов. Возникает вопрос, что делать с таким подарком и как себя вести. Не так давно, на одном из юридических мероприятий слышал инновационную рекомендацию адвоката просто не представлять документы под предлогом пожара или залива их внезапно прорвавшейся канализацией. Честно скажу, спорное заявление сомнительной перспективы.

Все вы помните, срок хранения налоговых документов в течении 4 лет, а бухгалтерских 5 лет. В отсутствие подтверждающего факт хозяйственной жизни документа вы не отразите его в бухгалтерском учете. А если отразили, то будьте добры предъявить их проверяющим, кто бы они не были. Если вы, округлив глаза, смотрите на инспектора и тычете ему в неприветливую физиономию справкой о пожаре, то он может справедливо усомниться в реальности взаимоотношений с контрагентом. Тем более, если этого контрагента невозможно найти даже при активном содействии полиции. Хотя всё содействие заключается в прогулке участкового до квартиры номинала и вялого однократного нажатия неработающего звонка.

Тут мы прямиком подходим к признанию такой сделки мнимой или притворной. Потому что и суду, и фискалам, да и вам не помешают хотя бы косвенные доказательства того, что сделка реально совершалась. Можно крутануть схему с частичной утратой и последующим восстановлением (художественным творчеством). Иногда она срабатывает, а иногда, если документы предоставляют право ведёт к возбуждению ст. 327 УК РФ.

Без низменных бумаженций, которые могут подтвердить расходы вашей конторы и вычеты по НДС, нарисованные бухгалтером, вам вкатают налоги и для полного счастья еще штраф в размере 20 процентов от доначислений и пени. При этом налоговики применят их любимых расчетный метод, который прописан в ст. 31 НК. Это бронебойное орудие, после которого документы сразу же восстают из пепла и представляются в суд. К тому же, при утрате, подтверждающей деятельность компании макулатуры, налоговики 100% признают это грубым нарушением учёта и применят ст. 120 НК РФ и за один налоговый период вы получите штраф в 10 000 руб.

Был в практике моих клиентов и еще один неприятный случай. Когда между взаимозависимыми компаниями группы главный бухгалтер не распечатывала счета-фактуры несколько лет подряд и после возникновения требования налоговиков о представлении данных документов, оказалось, что распечатать их уже не представляется возможным ввиду того, что программа ушла вместе с программистом. В моменте от налоговой прилетел штраф в размере 200 рублей за каждый документ на несколько миллионов рублей. Список документов, естественно, был взят из книги покупок, подшитой к декларации и отправленной по ТКС.

Имейте ввиду, что административочку по ст. 15.11 КоАП наложат и на директора/главбуха за то, что он вёл себя грубо по отношению к бухгалтерскому учёту и потерял документы. Не всегда оказывает магическое воздействие на проверяющих, а также на суд справки от пожарных и гвардейцев их коммунальных служб. Вам нужно доказать, что документы находились в эпицентре катастрофы, если вы только не спалили бухгалтерию вместе с бизнес-центром. Кроме того, будьте готовы к целому ряду ритуальных танцев с бубном, типа создания инвентаризационной комиссии и комиссии по расследованию утраты доков, получения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, составления заключения и описи оставшегося добра.

Делая вывод, можно утвердительно сказать, что скользкий путь утраты документов или их торжественного сожжения не самый простой и целесообразный, но сколько людей, столько мнений. А вы что думаете по этому поводу?