Найти тему
Adept. Образование

Проблемы современной российской школы: альтернатива в образовании

Сегодня многих не устраивает сложившаяся за последние десятилетия ситуация в государственной школе. О том, какие проблемы волнуют родителей, педагогов и школьников, мы поговорили в нашей первой статье. Какова же альтернатива средней общеобразовательной школе?

Специалисты отмечают, что в последние годы «многие школьники переходят на иной, нежели традиционный, формат обучения (и делают это самостоятельно). При этом традиционный процесс обучения всё больше воспринимается учащимися основной школы и старшеклассниками как оторванный от реальности (той реальности, которая самим школьникам интересна и в которой они собираются жить, к которой себя готовят)».

По мнению современной учительницы:

«Школа – это место, где ребёнок отбывает 11-летнюю образовательную повинность. Есть экземпляры исключительных школ, но их очень мало. Также есть экземпляры потрясающих учителей, но их тоже очень мало».

Неудивительно, что в последние годы активно набирают популярность альтернативные проекты, как домашнего и семейного образования, так и дистанционного образования он-лайн, программа Русской Классической Школы (РКШ), всевозможные школы Монтессори и Вальдорфские школы и другие проекты, число которых только увеличивается.

-2

Появляются всевозможные каталоги таких школ, объединения различных альтернативных школ, например – ddbo.ru и многое другое. Это красноречиво говорит о наличии проблем в государственных образовательных стандартах. В чём же причина такой ситуации?

Ещё полтора века назад знаменитый русский педагог К.Д. Ушинский замечал:

«пора же, наконец, согласиться, что детей учат не для того только чтобы учить, а для того, чтоб сообщать им знания, необходимые для жизни, т.е. такие знания, обладая которыми, можно быть полезными и себе и обществу».

Одна из основных проблем современной школы – избыточность ненужной информации, убивающей стремление к познанию, и, наоборот, недостаток информации полезной, важной или интересной.

В мире, где объём информации непрерывно увеличивается, стандартная государственная школа перестаёт отвечать своим базовым задачам – давать целостное образование. К тому же научившись читать и писать, современный школьник сам начинает искать ответы на многие вопросы в интернете. В особенности если эти ответы ему не помогает найти школа.

Педагоги разных стран сталкиваются с этой проблемой и разными путями стараются её решить. Беда российской школы в том, что реальное положение дел в ней определяется не её насущными проблемами, а бюрократическими установками, спускаемыми сверху.

-3

Очевидно, что проблема кардинального пересмотра существующей системы школьного образования назрела. И об этом стоит думать всем участникам образовательного процесса. Проблемы современной российской школы известны, как их решают – покажет время.

Об уже принятых законах, их реализации и новых инициативах в области школьного образования мы поговорим в ближайшее время в следующей статье «Школа будущего».