Найти в Дзене
Михаил Исаков

«Город сказка, город мечта…»

«Будущее уже наступило!» – оптимистично провозглашает писатель Уильям Гибсон. Вот, например, очередь из бодреньких бабушек и дедушек, которые заранее занимают место на остановке общественного транспорта для своих заспанных потомков – возможно типичная утренняя сцена в макроагломерации вокруг Пекина. Площадь в 85 раз крупнее Большой Москвы и чуть меньше России по числу жителей – 130 млн. человек. С высоты птичьего полета – дома, дома, дома, машины да поезда. Первый автобус будет через пару часов. К этому времени на остановку подойдут пока еще спящие «успешные» дети и внуки и поедут на работу. Это оживший «сюр» любого из городов. Он не оставляет места для привычного глянцевого ворчания «яжематери» о том, что приходится два часа везти ребенка в бассейн, к педагогу, на футбол или природу.

Посмотрите на «это» глазами вашего отпрыска! Сквозь экран on-lineигры, то есть через абсолютно мертвую фантазию. Город стал символом энергии, возможностей и мощи. Тут все «свои» и на своих «местах» в потоке. Улыбчивый шотландец, индиец, робот или клон открывающий двери клуба с мягкими креслами в сигарной комнате. Красно-синие мигалки персонального гравилёта, еще не построенного, но уже нарисованного очередным бизнес-наркоманом. Кафешные «фитоняши» с зефирками и мармеладом обитающие вдоль гранитной мостовой от Якиманки до Воздвиженки. Тоже как бы люди. Тоже ловят покемонов. Забавно, но довольно много иногда разумных наших современников по-прежнему считают, что всего этого можно и нужно добиваться упорным трудом, высоким образованием и праведной жизнью колониста на Альфе-Центавра.

Лучший способ познакомится с пространством грядущего, приготовленного нам планировщиками, – посмотреть фантастический фильм – общедоступный комикс-послание, в котором решительные supermen и superwomen гоняют толпы обезличенных еще-не-мертвецов по индустриальным развалинам, либо рефлексирующие они же осознают себя слишком-людьми. При этом разнообразные главные герои или искусственного происхождения, или напичканы модульными агрегатами вплоть до расширителя мозга. Человек ли он? Вопрос на суд зрителя, оставленный до следующего weekend-а. И если мы отвлечемся от бластеров и бороздящих космос гипотетических кораблей, то заметим, что у нас нет возможности выбирать будущее точно также как мы выбираем фильмы. Нас пичкают деталями интерьера, ландшафта и аксессуарами, продавая якобы неизбежность, точно также как застройщик сбывает нам семейный уют и благополучие вместо пеноблоковой коробки в ипотеку. А то, что многоэтажный человейник «недалеко от метро» будет выдержан в каком-нибудь «старом добром европейском духе», кофейно-шоколадном тоне или просто в стиле «как у всех»… Мы привыкли. Нам продают символ скучного сегодня, подкрепляя его сказочным вчера и продляя его в сомнительное завтра.

Режиссёрами, застройщиками, зрителями, читателями, квартировладельцами, то есть, скорее всего, вообще всеми нами движет природоподобное стремление переселится «туда, где нас нет» или поближе к деньгам. Математические модели, которые использует эксперт при Правительстве России Петр Щедровицкий, показывают, что к 2050 году в Москве будет 40 млн.чел. Это если оставить все как есть. При этом уже в 2017 году 76% рекрутеров России заявили, что в процессе подбора специалиста всегда задают вопрос о том, как долго ему придется добираться на «работу мечты». Критерий транспортной доступности, по мнению специалистов рынка недвижимости, лидирует при покупке или найме жилья сразу после цены. «На всех НЕ хватит!» – подсказывает экономическая логика любого городского рынка. И все архитектурные стоны о «стилистически несвязном», «коммуникационно дефрагментированном», «разорванном» городе суть отлитая в железобетоне сегрегация людей по имущественному и культурно-географическому признаку, что в существующих хозяйственных условиях столь же неизбежно, как и победа супер-героя в кино-комиксе.

Несомненно, будущее уже здесь! Но все тот же фантаст Уильям Гибсон задумчиво продолжает, что «…оно еще неравномерно распределено».