Продолжение
Так в шутку называл меня мой друг Поэт, и да, все мои друзья настойчиво уговаривали меня уйти с работы в морге, восстановиться в ВУЗе, где ждал мой любимый филфак. Но моя подросшая дочь выдала мне тяжелый язвенный гастрит, вызванный, по-видимому лечением 5-ти пневмоний. Сознательно я не выстраивала приоритеты, просто когда родилась моя малышка, я знала, что она - самое дорогое в жизни. Искусство от меня никуда не уйдет, оно всегда будет рядом, а дочь надо выхаживать. И выбор был сделан. Я забрала документы из ВУЗа и поступила на вечернее отделение медицинского училища. Любить поэзию можно всегда, любить дочь значит направить всю энергию, всю силу души на лечение и выхаживание. Мне были нужны знания медицинского характера. Вот и получилось, что я осталась работать в экспертизе. Так что буду чередовать рассказы из жизни с рассказами о морге.
Еще в начале своей работы в судебно-медицинской экспертизе в беседе с врачами экспертами я часто слышала, что в судебку идут работать те врачи, которые не смогли работать в поликлиниках или стационарах. И поначалу так и было. Сколько их на моих глазах спились и умерли. Профессиональное, а иногда и эмоциональное выгорание постоянные спутники медиков, тут уж ничего не поделаешь. Но шло время, и стали появляться другие, любознательные и активные. Мне кажется, это было связано с начавшейся перестройкой.
Что такое коллектив морга? Несколько врачей-экспертов на большой город, 3-4 лаборанта, 3-4 санитара, 2 медицинских регистратора. И так в каждом областном городе. А еще постоянный конвейер трупов. Но работают-то живые люди, умеющие отстраниться. Самое живое и свободное общение было именно в морге.
Иногда, засыпая дома вечером, я думала: где-то в это время кто-то бьет ножом немыслимое количество раз свою жертву; кто-то стучит по голове доской, молотком, топором по голове своего родственника, друга, жены; кто-то пинает, ломая ребра; кто-то стреляет или стреляется, а кто-то просто надевает петлю на шею или просто тихо умирает в своей постели. Любопытные могут изучить все виды смерти по учебнику судебной медицины.
Все знают, что жизнь человека бесценна. Когда люди умирают, то уходят целые миры. Но иногда видишь такие бесполезно прожитые жизни, такие страшно изломанные судьбы, что остается лишь спросить: почему? зачем? Хотя у Стивена Кинга я прочитала интересную мысль, что для рождения таланта или гения необходимо несколько десятков поколений, и самые обычные люди являются просто той почвой, на которой потом вырастет чудо-цветок.
Ладно, с умершими вроде понятно. Но оставалось освидетельствование потерпевших. С ними надо было разговаривать, особенно трудно было разговаривать с детьми. Случаев педофилии в СССР было много, только об этом не писали. Чаще всего это были отцы, отчимы, братья, реже родственники или соседи. Но чтобы мама обратилась в милицию, согласилась на опрос ребенка, освидетельствование и суд, надо было обладать твердым характером, поэтому, предполагаю, много случаев так и осталось неизвестным.
Мне пришлось около года работать с молодой женщиной экспертом, только что со студенческой скамьи, которая в ужасе от необходимости опросить ребенка впадала в ступор. Чтобы услышать рассказ 5-7 летней девочки о том, что с ней случилось ( в присутствии мамы или педагога), мне приходилось импровизировать. Одна девчушка даже залезла под стул. Я за машинкой, печатаю то, что рассказывает ребенок, а внутри все каменеет.
Итак, день в судебно-медицинской амбулатории, в народе это называется "снять побои". Драки с соседями, жена, выследившая любовницу; любовница напавшая на жену; собутыльники, которые разошлись во взглядах на тот или иной предмет; убийца под конвоем; семейная драка; насильник под конвоем; избиение ребенка; новый этап в колонии для несовершеннолетних преступниц и драка за лидерство, ну и так, по мелочи.
А мне нужно зарабатывать деньги, вечером учиться и выхаживать дочь.
Продолжение следует