Найти в Дзене
В музее

Джон Уильям Годвард: Художник, память о котором уничтожили родные

Судьба Джона Уильяма Годварда, талантливого английского художника, была драматична. Он познал славу и успех, однако под конец жизни оказался забыт и никому не нужен. Его стыдилась собственная семья, высмеивали критики, полотна живописца продавались за гроши. И лишь в конце XX века, спустя много лет после смерти мастера, работы Годварда были оценены по достоинству.

Джон Уильям Годвард. «Старая история»
Джон Уильям Годвард. «Старая история»

Печальное будущее художника было как будто предопределено. Он родился в 1861 году в семье зажиточных англичан. Отец и мать Джона были суровыми людьми, настоящими консерваторами, считающими, что главное в жизни — хорошая профессия и строгая мораль.

Хотя Джона влекла художественная стезя, воспротивиться отцу он не решился. Юноша подрабатывал в конторе своего отца, а параллельно получил архитектурное образование — престижная профессия позволяла ему хоть немного приблизиться к миру искусства.

Джон Уильям Годвард. Предполагаемый автопортрет
Джон Уильям Годвард. Предполагаемый автопортрет

Хотя после обучения Годвард и пробовал работать по специальности, а некоторые его проекты были даже отмечены наградами, он все чаще и чаще проводил время перед мольбертом и вскоре представил дебютную работу «Желтый тюрбан» на Лондонской выставке Академии художеств.

Успех дебюта показал Годварду, что он выбрал правильный путь. Джон окончательно отошел от архитектуры, съехал от родителей и погрузился в мир живописи. Основной темой работ он выбрал античность — изображал красивых римлянок и гречанок, неспешную жизнь империй, южную негу. Художник старался прорисовывать даже самую незначительную деталь, каждую складочку туники. Его работы были и красивы, и исторически точны.

После дебюта Джон Годвард продолжил плодотворную работу. Он участвовал в выставках, в том числе и знаменитом Парижском салоне, репродукции его картин печатались в прессе, а масштабные полотна, которым живописец отдавал всего себя, неплохо раскупались, что, впрочем, не мешало семье художника по-прежнему считать занятие живописью недостойным.

Джон Уильям Годвард. «Прохладное убежище»
Джон Уильям Годвард. «Прохладное убежище»

Между тем в Лондоне академическое искусство постепенно сдавало свои позиции. Появились художники-авангардисты, которые высмеивали строгий стиль приверженцев классики. Пристрастия публики изменились. Этот факт и связь Годварда с натурщицей, которая шокировала его семью, вынудили художника покинуть Великобританию и поселиться в Италии.

Джон Уильям Годвард. «Гречанка», «Размышление»
Джон Уильям Годвард. «Гречанка», «Размышление»

В Риме художник продолжил работу, но все чаще впадал в депрессию. Новые веяния в искусстве проникли и в Италию, картины Годварда плохо раскупались, денег не хватало, окончательно испортились отношения с семьей. Стремительно ухудшалось и здоровье уже немолодого живописца. Не найдя счастья в Италии, Джон Годвард принял решение вернуться в Лондон.

Джон Уильям Годвард. «Созерцание». Фрагмент
Джон Уильям Годвард. «Созерцание». Фрагмент

Вопреки надеждам художника, и в Лондоне его жизнь больше не вернулась в прежнее русло. Уничтожая словом академическое искусство, словно с цепи сорвались критики. Покупателей классическое искусство не интересовало. Художник почти перестал питаться, следить за собой, жил как отшельник. В конце концов, в 1922 году Джон Уильям Годвард принял решение уйти из жизни.

Семья художника не простила его и после смерти. В гневе мать Годварда сожгла все бумаги и фотографии сына, оставив, правда, картины, которые можно было выгодно продать. Художника попытались вычеркнуть из памяти. И лишь гораздо позже заслуженная слава вновь пришла к замечательному живописцу.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

Вам будет интересно:

Андерс Цорн: Дэлакаллы талантливого шведа
Эллен Андре — муза, которая вдохновляла импрессионистов