Этой весной мы рискнули и впервые отправились в путешествие всем семейством в его обновленном составе: мы с мужем, сын четырех лет и восьмимесячная дочь.
Как составить маршрут
Маршрут у нас получился автомобильно-пешеходный. Прилетели в один город, взяли автомобиль, проехали через полстраны с тремя остановками и сдали автомобиль в конечном пункте. И там уже провели ещё несколько дней безвылазно.
Большую часть дороги мы ехали по Германии, в которой нет ограничений на скорость (кроме специально объявленных), и, соответственно, средняя скорость автомобильного потока выше, чем в других странах. Это, конечно, прекрасно и позволяет планировать перегоны по 150-200 километров в расчете, что они будут покрыты за пару часов.
Перегоны между городами мы планировали под детский сон. То есть с утра музей или большая прогулка, а после обеда все грузимся в машину и мчим в следующий пункт. Перегоны более 200 км мы делать не рисковали, боясь, что если дети не будут спать, то сведут нас в дороге с ума. Нам повезло, и дети спали прекрасно, а нам с мужем доставалось по паре часов общения тет-а-тет, а в семье с двумя маленькими детьми это большая ценность.
Вот по каким городам мы проехали: Вроцлав (Польша), Дрезден, Нюрнберг и Мюнхен (эти три уже Германия). Вроцлав и Мюнхен были нашими обязательными пунктами, потому что там нас ждали дорогие друзья. А Дрезден и Нюрнберг мы выбрали сами.
Важное про аренду автомобиля
Если брать и сдавать машину в разных странах, то это получается примерно на 1000 евро дороже, чем если сделать это внутри одной страны. Чтобы сэкономить, мы сделали такой выкрутас. Приехав во Вроцлав, мы разделились: я с детками осталась погулять по городу, а муж метнулся диким кабанчиком в Дрезден (3 часа на автобусе из Вроцлава), взял там автомобиль в прокате и вернулся на этом автомобиле уже к обеду.
Культурная программа
Разумеется, детских развлечений в европейских городах полно. Мы тем не менее старались выбирать такие, на которых нескучно было бы и родителям.
Дрезден
В Дрездене это была сборочная линия автозавода Volkswagen. В самом центре города стоит так называемый "Стеклянный завод", на котором происходит крупно-узловая сборка электрического Volkswagen Golf. Tesla наступает на пятки крупным автопроизводителям и не дает им покоя. Экскурсия занимает около полутора часов и никого не оставляет равнодушным. По субботам есть даже экскурсии на русском языке.
Вернувшись домой, сын нарисовал то, что он там увидел: робот-руку, которые устанавливают лобовое и заднее стекла; робот-руку, которая устанавливает колеса; робота, который устанавливает приборную панель; человека, который несет дверь; робота, который доставляет на линию сборки шкаф с мелкими комплектующими деталями для каждого автомобиля.
Вообще идея рисовать то, что было увидено за день, помогает это увиденное осмыслить, разобрать множество впечатлений на детали, уложить это в маленькой детской голове.
Нюрнберг
В Нюрнберге мы гуляли по историческому центру и зашли в несколько соборов. Органы в этих соборах установлены не как обычно — в ближнем конце главного нефа, против алтаря, а сбоку от алтарной части. Таким образом к органам можно подойти вплотную и рассмотреть их.
Мой сын увлекается музыкой вообще и музыкальными инструментами в частности. Пока это довольно технический интерес, но я поощряю и его. Так что подойти к органу поближе и рассмотреть его подробно было очень любопытно, к тому же эта возможность довольно редкая.
Кроме органа мы обсуждали ещё и витражи, как и зачем их делают. Разумеется, дома нарисовали и готический собор, на этот раз уже общими усилиями. Я рисовала, сын раскрашивал.
Осталось у нас время и на нюрнбергский музей игрушек. Вообще к музеям игрушек я всегда отношусь настороженно: игрушки там можно только смотреть, а трогать нельзя. Обидненько. Но тут мы решили рискнуть. Трогать действительно ничего было нельзя. При этом в каждом зале возле высоких витрин были табуреточки, чтобы маленькие посетители могли подняться и все в подробностях рассмотреть.
Я вот, например, много интересного рассмотрела. Рассмотрела чудовищно уродливого Микки-Мауса родом из тридцатых годов.
А ещё на одной из нижних полок в самом дальнем зале рассмотрела стыдливо расставленных между солдатиками игрушечных Гитлера, Геббельса и Геринга... Чего только не бывает...
Ну а на верхнем этаже отличная игровая комната. Тут уж, конечно, можно все трогать без ограничений.
Мюнхен
В Мюнхене мы первым делом отправились в технический музей. Там он называется просто Немецким музеем. Говорят, это самый крупный технический музей в Европе. В моем персональном хит-параде музеев он уверенно занял первую позицию — это была любовь с первого взгляда.
Музей и правда выдающийся. Осилили мы, дай Бог, четверть, и то, я считаю, что очень удачно сходили. Провели там четыре часа, что для ребенка четырех лет кажется просто невероятным результатом. Ушли, потому что музей закрылся, а то пробыли бы ещё.
Нам удалось посмотреть экспозицию морской навигации, летательные аппараты и немного отдела работы со стеклом. Морская навигация занимает два этажа и включает оригиналы (да, в натуральную величину) и модели лодок и кораблей разных эпох и народов. Рядом с венецианской гондолой я даже всплакнула. С коляской-тандемом в неё не залезешь.
Кроме того, есть подводная лодка, воссозданный в натуральную величину капитанский мостик со всеми приборами, батискаф, водолазные костюмы. В специальном бассейне можно протестировать обтекаемость кораблей разной формы.
Коллекция летательных аппаратов поскромнее, но и тут есть на что посмотреть. Кроме, собственно, самолетов и вертолетов, есть натурные эксперименты, объясняющие основы аэродинамики, например, эксперимент с вращением кленового носика.
Экспозиция, посвященная стекольному производству, ориентирована на деток постарше — четырехлетке там было пока непонятно. В отдельном зале представлены витражи. Мы с сыном запомнили их ещё по готическим соборам. А тут можно было близко рассмотреть цветные стекла, вставленные в металлические каркасы, и все это потрогать.
Дважды в день происходит демонстрация стеклодувного мастерства. Увы, мы на неё не попали. А стоило бы узнать заранее.
Я ничего не пишу об экспозициях, которые мы намеренно пропустили: физика, химия, музыкальные инструменты, оптика, горнодобывающая промышленность, нефть. Это отделы для более старших деток.
В музее отличная гигантская дешевая столовка с немецкой едой (сосиски и кислый картофель), большая игровая комната с "научной" тематикой.
У немецкого музея есть два филиала: музей транспорта и музей авиации. На следующий день мы направились в музей транспорта. По дороге прошли мимо Терезиного луга, где раз в год проводится знаменитый фестиваль пива Октоберфест (да минует нас чаша сия). Музей оказался намного меньше, но все равно прекрасный.
Раз в час там запускается гигантская игрушечная железная дорога.
Можно залезть в кабину грузовика Man, посмотреть на скамейку на рельсах, вагон высокогорной зубчатой железной дороги, отправить (и сразу получить) письмо настоящей пневмопочтой. Отличный детский уголок, а вот кафе нет совсем.
Задолго до поездки в Мюнхен я слыхала о том, что в центре города на одной из городских речек есть стоячая волна, где тренируются серферы. Могла ли я предположить, что это будет насколько захватывающее и не отпускающее зрелище! Мы просидели там с сыном в обнимку, наверное, целый час, не в силах оторваться от созерцания воды и спортсменов.
В целом программа у нас получилась очень скромной и при этом очень насыщенной. Хорошо, когда после каждого посещения, после каждой прогулки есть что обсудить, а вернувшись домой, ещё и дополнительно об этом почитать.