Так вот, возвращаясь к теме. Ментальная арифметика заслуживает более подробного объяснения.
В прошлой статье мы говорили о том, чем математика, как она должна быть, отличается от математики, которую мы часто видели в школе.
Разница — в способе её преподавания или самостоятельного изучения.
Тут читатель уже может потребовать, чтобы я рассказала вам, как надо: мол, как не надо, мы и сами знаем.
Основы изучения математики
Итак, вот основы такого изучения математики, чтобы она была применимой, увеличивала интеллект ребёнка и его желание учиться:
- ориентация на понимание.Мы привыкли к тому, что формулы, таблицы чисел или константы нужно запоминать. Это правда, но… Под каждой такой вишенкой знания лежит обширнейший торт теории! Да что там торт — целый Эверест или, как минимум, Монблан или Арарат.При обычном обучении эту область теории прячут от глаз ученика. Мол, чтобы не перегружать голову. Дают лишь пару скупых строчек и формулу, которую надо запомнить.
Всё. На этом наша математика закончилась. Она стала мёртвой и скучной, потому что теперь она фундаментально не понята. Формула будет забыта как только представится возможность.
Вся глубина падения будет ясна вам, как только вы осознаете: ребёнок не знает, как устроена система деления одного числа на другое. Он не понимает принцип построения таблицы умножения. Он не знает, как появилась на свет та или иная формула.
Компетентные учёные не столько запоминают формулы — когда они их пишут, они каждый раз заново выводят их из основ своей области.
Поэтому понимание в математике играет ключевую роль, и стоит оно перед запоминанием. К сожалению, тупая зубрёжка никогда не приводила к осознанию сути чего-то; - ориентация на постепенность.После первого пункта становится ясно, что постепенность изучения математики может быть нарушена тем, что ученику не дают теорию, лежащую в основе выводов, а предлагают только сами выводы.Но я не говорила, что нужно знать перед теорией!
Это — термины. Все потуги объяснить ребёнку идею сложения чисел будут тщетны, если он не знает слова «сумма»! Термины требуется кристально чётко понять раньше момента, когда учитель начнёт объяснять что-то с их помощью.
А раньше терминов нужно разобрать слова русского языка, которыми объясняются эти термины.А ещё раньше — ребёнок должен присутствовать своими мыслями в классной комнате!
Это, однако, уже не ментальная арифметика, а более широкий пласт истин о правильном изучении чего-либо. Бесценных, поразительных истин, которым не учат в школе. Но об этом — в наших следующих статьях! Следите за нашим блогом — и будем рады комментариям!