Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Как фотограф Даан Паанс отражает время

Главная тема творчества голландского медиа-художника Даана Паанса (Daan Paans) — возможности интерпретаций. Он берет для своих исследовательских проектов образы прошлого и настоящего, сверхидеи, артефакты и произведения искусства, и рассматривает трансформации, которые происходят с ними во времени: как в зависимости от этих изменений, формируется картина мира в настоящем и как она влияет на проект будущего.

Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans
Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans

Идее преодоления смерти Даан Паас посвятил документальное исследование «Письма из утопии». Книга представляет собой пять историй о сообществах приверженцев бессмертия, от оккультистов до крионистов, готовых, заморозить тело в надежде оказаться в лучшем грядущем.

Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans
Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans

Истории расположены в хронологическом порядке. Первая — о сторонниках «столоверчения», спиритах конца XIX века, использующих автоматическое письмо для связи с умершими. Следующая глава — о последователях Гилберта Бурдена, «Великого магистра ордена рыцарей триумфальной Ваджары», гуру аумистов, и основателя «святого города Мандарома». В своем учении он соединил религии, чтобы «отбив атаку внеземных сил», обрести вечную жизнь через духовное просветление. После смерти Бурдена город Мандаром во Французских Альпах, возведенный учениками магистра, превратился в руины, в 2001 году власти взорвали гигантскую статую Бурдена. Даан Паанс документирует пришедший в упадок город мечты, фрагменты гигантской статуи Бурдена, футуристические сооружения и пейзажи.

Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans
Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans

Третья глава — об идеологе трансгуманизма, ирано-американском футурологе Ферейдуне М. Эсфендиари, известном под псевдонимом ФМ-2030. Ферейдун говорил: «Я рождаюсь и рождаюсь заново с каждым днём. И намереваюсь жить вечно. Я хочу помочь другим людям жить бесконечно». Эсфендиари верил в появление постчеловека, оснащенного достижениями технологий в генетике, информатике, медицине. Четвертая глава — об Институте крионики в Мичигане, США.

Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans
Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans

В этой истории череда портретов людей, ожидающих очереди на заморозку сопровождается снимками контейнеров, предназначенных для хранятся тел, и криогенного оборудования. Последняя глава — об Институте продления жизни в Калифорнии, где практикуется гормональная и ферментная терапия для продления жизни до 120 лет. Фотографии врачей, пациентов, лабораторий дают представление об этой полузакрытой медицинской практике.

Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans
Letters from Utopia, 2017. © Daan Paans

Проект Даана Паанса показывает как меняется во времени идея бессмертия. Паанс не разоблачает мифы, он беспристрастно разбирает формы влечения к бессмертию как феномен, свойственный каждому.

Портреты людей, ожидающих собственной заморозки, смиренных и трогательных, свидетельствуют о ментальной и физической хрупкости человеческой жизни.

Panta Rhei, 2018. © Daan Paans
Panta Rhei, 2018. © Daan Paans

В мультимедийном проекте Panta Rhei (лат. — «Все течет, все меняется» — Гераклит ) Даан Паанс, используя скульптуру, видео и фотографии, играет с интерпретациями произведений искусства. Ключом к этому проекту стал сюжет из фильма «Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега». В проекте Даана Паанса фигурирует статуэтка ацтекской богини Тласолтеотль («Пожирательница грязи»), ответственная у индейцев за чистоту души и тела. Cтатуэтка находится в коллекции музея Думбартон-Окс, Вашингтон.

Panta Rhei, 2017. © Daan Paans
Panta Rhei, 2017. © Daan Paans

В результате исследований оказалось, что она отнюдь не принадлежит к доколумбовой эпохе как считалось ранее, а изготовлена где-то в Азии или Европе в конце 19 века. Эта история развеселила Даана, и он сочинил свою. Он купил пластиковую копию, сфотографировал и заказал реплику по фото у ремесленника, затем он снова фотографировал копию и отправил заказ другому мастеру из другой страны и т.д. и, в результате образ рожающей, кричащей женщины превратилось в фигуру медитирующей современной красотки.

Panta Rhei, 2017. © Daan Paans
Panta Rhei, 2017. © Daan Paans

Метод Даана в данном случае как детская игра в испорченый телефон меняет образ до неузнаваемости, и зритель имеет возможность рассмотреть эту серию трансформаций.

Panta Rhei, 2017. © Daan Paans
Panta Rhei, 2017. © Daan Paans

В проекте Conquistadores Masks («Маски конкистадоров») Даан Паанс обращается к теме культурной идентичности. В доколумбовой Мексике человек, надев маску, становился буквально другим, и это было важно в обращении с богами. Испанцы, во время завоевания Америки, стали использовать маски, чтобы наладить коммуникацию с коренными жителями. Появились маски конкистадоров — с голубыми глазами, и вскоре они стали частью культуры майя. Даан купил несколько современных таких масок на еBay и сфотографировал в них друзей-испанцев. Этот ироничный жест сработал как бумеранг и зарифмовал ацтеков и современных европейцев.

Conquistadores Masks, 2017. © Daan Paans
Conquistadores Masks, 2017. © Daan Paans

«История должна иметь связь с нынешним духом времени. Я беру исторические образы и сравниваю их друг с другом. Я ставлю один единственный главный для меня вопрос: как представления о будущем и прошлом влияют на наше мировоззрение», — говорит Даан Паанс.

Conquistadores Masks, 2017. © Daan Paans
Conquistadores Masks, 2017. © Daan Paans

Образы и идеи, которые деконструирует Даан Паанс, в результате оказываются долгосрочнее и самостоятельнее, чем их материальное существование в своей эпохе.

Сайт автора: www.daanpaans.nl

Текст: Михаил Борисов

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.