Найти тему
Ретроспектива PRO

Хэллоуин, праздник с античными корнями

Даты, имеющие сакральное или не бытовое значение есть почти в каждом календаре, и такие дни мы называем праздниками. Многие из них имеют уходящую вглубь веков историю возникновения: одни навеяны обычаями и традициями или важными событиями, другие же появляются в результате удивительного смешения культур чуждых друг другу обществ. Одним из подобных «смешанных» праздников со сложной и древней родословной является Хэллоуин.

Верите вы или нет, но в истории развития праздника «резных тыкв и сладостей» присутствуют отчетливые следы галло-римского влияния. Однако, чтобы проследить за ним и уловить все намеки, нужно окунуться в античные реалии.

Начать стоит именно с Рима. Если обратить внимание на календарь древнеримских праздников, можно обнаружить, что самым мрачным и тяжелым месяцем для них был Maius (май). В эти недели римские фермеры занимались довольно тяжелой работой в поле: необходимо было убирать со старанием выращенный урожай. Будучи весьма набожным народом, римляне все явления и процессы отождествляли с богами. Так произошло и с маем, который был посвящен богине роста и плодородия Майесте (Майе), приходившейся матерью вестнику мертвых Меркурию.

Около 1585 года, Вулкан и Майя, Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Музей истории искусств, Вена
Около 1585 года, Вулкан и Майя, Бартоломеус Спрангер (1546–1611). Музей истории искусств, Вена

Если эти боги подземного мира в сей месяц радовались и утопали в подношениях, то смертные никли в работе и печали: на трудовые майские недели выпадали «дни мертвых». Предвещавший празднование этих дней оракул называл даты (как правило, 9, 11 и 13 мая), когда беспокойные предки, «лемуры», вернутся в виде злобных призраков, дабы мучить семьи своих несчастных потомков. Май буквально воплощал в себе цикл рождения и смерти, когда расцветало и крепло всё живое и возвращались мертвые.

Чтобы умилостивить духов-предков, отец семейства должен был провести особый ритуал ограждения: наполнив рот сушеными бобами, в полночь он босиком обходил весь свой дом. При этом необходимо было держать руки поднятыми, а пальцы сложенными, как бы мы назвали сегодня, в «фиговом жесте». Выплевывая бобы на пол по мере прохождения, отец читал 9 раз заклинание «cum hīs redimō ipsum atque familiam meam» (этим я искупляю себя и свою семью). В это же время другие члены семьи лязгали бронзой, провозглашая «manes paternī exite» (призраки моих отцов, уходите!).

Почитание Меркурия символизирует месяц май на римской мозаике первой половины 3 век н.э., Эль-Джем, Тунис.
Почитание Меркурия символизирует месяц май на римской мозаике первой половины 3 век н.э., Эль-Джем, Тунис.

И такое жутковатое празднество практиковалось вплоть до VIII века нашей эры, затем так называемые «Лемуралии» потеряли всякое значение. Но как со всем этим связан Хэллоуин? Ведь мы знаем, что он происходит от Самайна, а это кельтский праздник! Дело в том, что сами варвары-галлы испытывали в то время сильнейшее влияние римской культуры. И их праздник развивался как раз по мере того, как Юлий Цезарь и последующие римские полководцы завоевывали земли кельтов в Северной Европе и Британии. Имея собственные традиции почитания мертвых, римляне активно перенимали и смешивали свои верования с кельтскими в течение 400 лет своего владычества в этом регионе.

Таким образом, возникший в результате романизации Самайн стал тем же праздником конца сезона сбора урожая и месяцем мертвых, совместив в себе римские традиции и местные верования. У кельтов он стал одним из главных праздников, от него же отсчитывали Новый год: когда жатва подходила к концу, кельты складывали весь урожай и устраивали один большой пир в честь наступления зимы. Подобно римлянам они верили, что те, кто умер в течение года, возвращаются именно в этот день, и их долгом было помочь мертвым достигнуть потустороннего мира. Во время пира среди столов можно было заметить пустующие места, отведенные специально для предков. Последний день сбора урожая в Галлии выпадал, обычно, на 31 октября, и на кельтском назывался Oíche.

В результате культурного обмена кельты перенимали символическое значение определенных вещей. К примеру, для римлян, отмечавших день богини фруктов и деревьев Помоны, особое значение имели яблоки – божественный символ.

Никола Фуше (1653-1733). Помона. Около 1700 года. Холст. Музей изящных искусств в Будапеште.
Никола Фуше (1653-1733). Помона. Около 1700 года. Холст. Музей изящных искусств в Будапеште.

Галльские народы стали применять их во время празднования Самайна. Их ранние практики включали в себя различные игры с этим плодом, часть из них дошла и до наших дней, к примеру, ловля яблок зубами – ныне одно из основных развлечений во время Хэллоуина.

Отличавшиеся достаточно высокой религиозной терпимостью, римляне позволяли покоренным народам практиковать собственную сложную систему обрядов. Те культы, что имели место в Империи, включались в римский пантеон, позволяя любому желающему приобщиться к той вере, какую он считает себе близкой. Но всё изменилось в IV веке н.э., когда Римская Империя приняла христианство как государственную религию. Теперь господствовавшая в империи церковь стремилась обратить все подвластные народы в новую веру. В результате усилий христианских миссионеров, направленных на устранение языческих обрядов и праздников (включая Самайн), церкви удалось осуществить крупные преобразования кельтских религиозных практик. Так, в 601 году н. э. Папа Римский Григорий I издал знаменитый эдикт относительно верований и обычаев тех народов, которые он надеялся обратить. Вместо того чтобы пытаться уничтожить культы коренных жителей региона, Григорий поручил своим миссионерам использовать такие традиции. Например, если определенная группа людей поклонялась дереву, то вместо того, чтобы срубить это дерево, Папа советовал посвятить его Христу и позволить народу продолжать свое поклонение.

Папа Григорий I (540-604)
Папа Григорий I (540-604)

С точки зрения распространения христианства это была блестящая концепция, и она стала основным подходом, используемым при обращении местных. Церковные святые дни намеренно сопоставляли по дате с местными праздниками. Например, Рождество было назначено на 25 декабря, потому что оно соответствовало празднованию середины зимы во многих культах. Точно так же день Святого Иоанна был назначен на летнее солнцестояние. Поскольку Самайн праздновался 31 октября, накануне церковного Дня Всех Святых, этот день стал называться «All Hallows Eve», сокращенно Halloween.

Однако Самайн содержал в себе намного больше сверхъестественных языческих элементов, чем любой другой праздник у кельтов.

Самайн
Самайн

Адаптировать его под христианские реалии было куда сложнее и пришлось коренным образом менять его основы. Духи и божества праздника были заклеймены как демоны, порождения Сатаны. Некогда имевшие огромный вес в обществе кельтские жрецы, друиды, были объявлены поборниками дьявола, а подземный мир кельтов неизбежно отождествлялся с христианским адом. Хотя эта политика ослабляла культы традиционных галло-римских божеств, она не могла полностью искоренить их.

Древние верования, связанные с Самайном, так и не исчезли полностью. Не удовлетворенные новыми абстрактными идеями люди продолжали свои языческие практики. Церковь, понимая, что адаптировать праздник теми же методами не получится, решила в противовес создать на его основе свой, дабы привлечь язычников. Так появился «День всех душ», время, когда живые молились за души всех умерших. Отмечался он в то же время, что и кельтский Самайн.

Идея нового праздника состояла в том, что люди должны были ходить от дома к дому, давая своим соседям различные подарки в обмен на молитвы за души их родственников, дабы те отправились на Небеса. Чаще всего, конечно, в таких шествиях участвовали бедняки, не способные обеспечить достойное отпевание умершим родственникам. Не имея золота, они дарили пироги, сладости, танцевали и пели. За деньги и еду выступали и дети.

Для сравнения, кельты тем же образом старались умилостивить своих духов и их подражателей в масках, раздавая в дар еду и питье. Традиционный черный и оранжевый цвета, связанные с Хэллоуином, также имеют свои корни в древнем фестивале Самайн. Черный олицетворял время тьмы после смерти бога, а оранжевый - ожидание рассвета, после его возрождения.

-7

Поскольку оба праздника выпадали на 31 октября или 1 ноября, еще не потерявшие привычку и память о вере предков, кельты отмечали их последовательно или одновременно, однако со временем праздники начали сливаться в один, образуя синтез древних языческих обрядов и христианских идей. Поэтому, когда вы в следующий раз соберетесь праздновать Хэллоуин, помните, что его появлением мы обязаны античным людям Галлии и Рима и их потомкам, чьи культурные особенности в процессе смешения и преобразований породили такой своеобразный и интересный праздник.

Автор: Эдуард Комнин

-8