by @YYACU
Случается так, что должник занимается специфическим видом деятельности, специалистов в которой немного. Чем недобросовестный должник нередко пользуется, создавая изощренные схемы вывода либо сокрытия активов с выводом бизнеса "в тень". Как говориться, против лома нет приема. Окромя другого лома - то есть комплексных мер воздействия в виде слаженой работы пристава, розыска и дознания.
... Томилось как-то в N-ском отделе судебных приставов на исполнении сводное исполнительное производство о взыскании с предпринимателя задолженности по кредитам на несколько десятков миллионов рублей.
Коммерсант занимался бизнесом в качестве платежного агента, принимая у населения платежи через платежные терминалы. Бизнес был выгодным, так как в те времена этот рынок ещё не был оккупирован "зеленым" банком. Да и контроль за оборотом кэша тогдане был таким строгим как сейчас, что сыграло роковую роль - мужик пошел "в разнос", сорил деньгами, закрывая кассовые разрывы банковскими кредитами. А вот рассчитываться с банками он не спешил.
У последних возникли сильные подозрения по поводу того, что предприниматель намухлевал с отчетностью для кредитного досье, однако их попытки привлечь его к ответственности по ст. 176 УК РФ за незаконное получение кредитов не увенчались успехом.
Перспективы взыскания задолженности были весьма туманны, так как ни у него, ни у зарегистрированных на него фирм не было обнаружено ни денег, ни сколько-нибудь ликвидного имущества. Все платежные терминалы оказались либо списаны в утиль, либо "утеряны", договоры аренды мест под терминалы расторгнуты. Соответствующие документы были предоставлены должником приставу вместе с ходатайством об окончании исполнительного производства за отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание. Разумеется, в удовлетворении ходатайства было отказано, так как информация из документы о списании активов требовала проверки.
Отказ не смутил должника.
"Не окончил сейчас - все равно окончишь, никуда не денешься!" - заявил он приставу в неофициальной беседе, дав недвусмысленно понять, что процессинговый бизнес никуда не исчез, а был переоформлен на третьих лиц, но "ты ничего никому не докажешь!"
"Что ж," - подумал про себя пристав - "вызов принят, долго ты меня еще, голубчик, помнить будешь! Направлю-ка я для начала запросы во ВСЕ организации, куда только можно направить..."
Сказано - сделано. Как оказалось - не зря.
Ответ от оператора сотовой связи дал ключевую зацепку. Как выяснилось, у одной из зарегистрированных на должника контор был корпоративный лицевой счет, на котором числилось несколько десятков мобильных телефонных номеров. Это показалось подозрительным, так как в конторе кроме должника - генерального директора никаких работников не числилось. Ответ оператора связи на дополнительный запрос превзошел все ожидания: оказалось, что фирма, которая не вела никакой деятельности, и у которой даже не было расчетных счетов в банках, активно пользовалась услугами мобильного интернета на сумму в несколько сотен тысяч рублей в месяц.
Возникла версия - мобильный интернет необходим для функционирования сети платежных терминалов. Только как это проверить? Здесь помогла вторая зацепка - из переписки с оператором связи стало известно, что корпоративный мобильный счет пополнялся преимущественно за счет средств интернет-кошелька.
Проверка информации у компании - оператора системы интернет-платежей показала, что платежи совершались с одного и того же аккаунта. Ранее он был зарегистрирован за должником, однако, незадолго до вступления в силу судебных решений о взыскании кредитных платежей его персональные данные были удалены из личного кабинета, а номер телефона, к которому был "привязан" аккаунт - изменен.
Оператор системы интернет-платежей предоставил расшифровку движения денежных средств электронного кошелька с указанием IP-адресов устройств, с которых осуществлялись транзакции. Беглый анализ IP-адресов навел на мысль о том, что все они принадлежат упомянутому выше оператору связи, а, значит, скорее всего, соответствуют мобильным номерам корпоративного лицевого счета фирмы должника. То есть, несмотря на то, что формально владелец электронного кошелька сменился, должник продолжал сохранять контроль за сетью платежных терминалов.
Однако дальнейшее распутывание этой головоломной задачи, а именно установление мест фактического нахождения платежного оборудования, выходило за пределы возможностей судебного пристава-исполнителя, в связи с чем был объевлен розыск имущества должника. Приставу удалось договориться с представителем взыскателя, что банк выделит в помощь розыскнику своего лучшего IT-шника, и в скором времени совместными усилиями им удалось "вычислить" реальный адрес подпольного "процессингового центра" - маленькой каморки в бизнес-центре, которую ранее неофициально арендовал должник.
Брали "процессинговый центр" эффектно - с "маски-шоу", выносом сотрудниками ГБР двери коморки и изъятием обнаруженной в ней серверной стойки, на которую был наложен арест.
Там же был обнаружен и субтильный бородатый юноша, который, заикаясь от ужаса, сбивчиво пояснил, что он всего-лишь "сисадмин", которого "знакомый попросил за техникой присматривать". Услышав фамилию должника, паренек впал в полнейший ступор, и больше ничего выведать у него не представилось возможным.
Впрочем, в этом не было необходимости, так как самым ценным источником информации оказался изъятый сервер. В тот же день в КУСП был зарегистрирован рапорт судебного пристава об обнаружении в действиях должника признаков преступления, предусмотренного ст. 177 УК РФ. В ходе проведенной доследственной проверки был произведен осмотр серверного оборудования со снятием хранящейся на нем информации, и была назначена компьютерная судебно-техническая экспертиза. Выводы эксперта не оставили сомнений в том, что должник злостно уклонялся от погашения кредиторской задолженности, используя платежные терминалы для получения прибыли, которую он тратил по своему усмотрению.
Однако, получив повестку от дознавателя о явке для дачи объяснений, осознавая, что ему может грозить, он решил не искушать судьбу. Задолженность была погашена в полном объеме в течение нескольких часов, и в возбуждении уголовного дела было отказано.
Наличные деньги мелкими купюрами, которые должник принес в двух больших чемоданах, приставы до вечера пересчитывали всем отделом...
Суровый пристав - https://t.me/pristavy
Силовой Блок Замкадья - https://t.me/SiloBZ