Найти тему
С миру по нитке

Мал "Карлик", да удал

Знакомьтесь – это трактор «Карлик».

«Карлик» стал одним из первых советских тракторов, выпускающимся в промышленном масштабе. В 1920-х годах в СССР возникла необходимость в восстановлении и механизированнии сельского хозяйства. Но оказалось, что так называемые русские тракторы, за исключением «Запорожца», существуют либо на бумаге, либо только в головах своих создателей. Из-за физического отсутствия тракторов сделать о них какое-то техническое заключение было невозможно. Поэтому в специальной комиссии отдали предпочтение зарубежным образцам, уже проверенным в отечественных условиях эксплуатации. Но разрешили изобретателям продолжить свои работы.
И тут всех изобретателей опередил Яков Мамин – уроженец г. Балаково Саратовской области, ученик Федора Блинова (создателя первого русского трактора). Мамин взял характеристики «Запорожца» и улучшил их – так появился трактор «Карлик». Произошло это в 1924 году.
Новый трактор был простым, даже примитивным по своей конструкции – это позволило быть трактору доступным для крестьянина-единоличника (не требовало высокой квалификации в обслуживании и максимально упрощало ремонт). Это был колесный, небольшой (вес – всего 1400 кг) трактор, работающий на сырой нефти.

Но выпускали трактор недолго. Да и вообще выпустили мало моделей – всего около 20 штук. Дело в том, что «Карлик» опоздал со своим появлением по времени – к 30-м годам страна уже нуждалась в более мощных тракторах, а время крестьян-единоличников прошло и «Карлик» стал просто неактуальным. А Мамина стали упрекать в том, что он создал «кулацкий» трактор.
Но «Карлик» всё равно вошел в историю как поистине народный трактор. А собирали трактор в г. Марксштадт на заводе «Возрождение». Этот город сейчас называется городом Марксом (Саратовская область), а завод переименован в «Волгадизельаппарат». Возле проходной завода и установлен памятник «Карлику», что на фотографии.

-3