У вашего ребенка аутизм, и вы знаете это не лечится – все,что сказала нам врач, а затем добавила, я Вам выпишу справочку для садика, что вы здоровы, а вы наблюдайте за ребенком, после трех лет придете. В голове ожил таракан и начал беспокойно ползать из одного угла в другой, прокручивая одну и ту же мысль: и что теперь наблюдать 2 года и ничего не делать?. Таракан не давал мне покоя, естественно я залезла в интернет прочитала все что смогла найти по поводу аутизма. Первая книга, которая попалась мне на глаза была книга Елизаветы Заварзиной-Мэмми «Приключения другого мальчика. Аутизм и не только», из нее я подчерпнула как заниматься с ребенком по методике Глена Домана, сейчас в свободном доступе куча карточек по его методике, мы начали заниматься с дочкой по ним. Суть методики основывается на нескольких важных принципах:
- Ранние занятия. Занятия с детьми по совершенствованию моторики и интеллекта должны начинаться практически с первых дней жизни. Сразу после рождения Доман рекомендовал включать физические упражнения в ежедневный распорядок дня. Необходима стимуляция ребёнка к ползанию, хватанию, переворачиванию, стоянию. Также следует обучать малыша плавать. Автор убеждал, что подобные рефлексы естественны для детей.
Интеллектуальное развитие происходит с помощью комплектов карточек. Ребёнок схватывает картинку, запоминая её на уровне подсознания. Это позволяет «закачивать» в малыша большие объёмы информации.
- Регулярность упражнений. По Доману занятия должны проходить ежедневно, пропускать их нельзя. Лишь в этом случае детский мозг будет работать и развиваться полноценно.
- Учёт заинтересованности ребёнка. Занятия необходимо проводить лишь тогда, когда малыш заинтересован в них. Если он испытывает какой-то дискомфорт, нужно вернуться к упражнениям через 2 — 3 часа.
- Создание условий для обучения. Карточки Домана – обязательное условие развития ребёнка. Этот инструментарий состоит из картинок, точек или слов. Карточки вводятся в процесс постепенно, чтобы кроха смог быстро всё запомнить.
Плюс физические упражнения. Не хочу описывать все, у Заварзиной-Мэмми в книге все подробно описано и подробно описано в интернете. Да, методика спорная, но нам она помогла. Ребенок выучил цвета, формы, домашних и диких животных, названия ягод и фруктов. Ее привлекали красочные картинки, она занималась с интересом, когда я раскладывала картинки и просила найти тот или иной цвет или фигуру. С помощью этих карточек наладился контакт с ребенком, который до этого просто всех игнорировал и жил в своем мире. Это были первые шаги к общению с нами.
Далее мы занимались по методичке Анны Виневской «Развитие ребенка с аутизмом». Эта и первая вышеописанная книга есть на букмейте. В этой методичке собрано немало полезных занятий с ребенком.
Но помимо занятий, нужно начинать искать специалистов. С этим у нас возникли проблемы. Мы живем в маленьком городе, специалистов в сфере аутизма нет, да есть психиатры, но они рассматривали аутизм как признак шизофрении. А вот специалистов по коррекции поведенческих расстройств, аутистических черт не было. Что говорить об aba терапевтов, которых и в помине нет. Мы наблюдали ребенка у невролога (после многочисленных поисков хорошего специалиста все-таки нашли своего доктора), он помог решить проблемы со сном, с помощью лекарств конечно. Поставил ребенку задержку в развитии речи. Дочери кололи много уколов, делали всевозможные массажи, она принимала кучу таблеток, и постоянные занятия. По мимио этого я читала книги об аутизме, об опыте людей с такими детками, эти примеры вселяли надежду и толкали вперед, заставляли не опускать руки, когда происходил очередной срыв, истерики, крики, усиление стимов.