История эта случилась со мной в одном из очень далеких северных районов нашей необъятной Родины, куда я попал, конечно, не по собственному хотению, а по начальственному велению. Какой именно это был район, не буду уточнять, дабы, как выразился закадровый голос в известной комедии, не быть несправедливым… к другим районам, где могла произойти точно такая же история.
Добравшись до нужного мне поселения, по крыши утопавшего в снегу, я доложился местному руководству, отметил командировочное удостоверение и был устроен на житие в обычное для этих мест, но экзотическое для заезжего москвича, жилище, которое местные товарищи называли просто – «балок». Для тех, кто не в курсе, поясню, что «балок» - это такая «фигня» в виде небольшого сарайчика на полозьях, внутри которого размещались четыре топчана, стол со скамейками и, конечно же, печка.
Был разгар рабочего дня, внутри сарайчика никого не было. Но, как подсказывал мне житейский опыт, к вечеру хозяева-старожилы должны вернуться. И, значит, что? Правильно – предстояло знакомство. Как бывалый человек и многоопытный командировочный, я четко помнил две незыблемые истины – «Правила социалистического общежития» и «Питие определяет сознание». Вот в этом ключе и направлении я и решил действовать.
Как оказалось, направление я выбрал правильное, и протоптанная дорожка вывела меня прямо к оазису консервов и спиртных напитков – местному сельпо. Заглянув внутрь и обозрев представленный ассортимент вино-водочных изделий, я оказался перед сложным выбором. На магазинной полке было представлено местное «изобилие», состоящее из двух видов пригодных для моих целей жидкостей – «Спирт питьевой» (0.5 литра, 95 градусов, 12 руб. 10 коп.) и «Портвейн № 33» (0.75 литра, 18 градусов, 3 руб. 40 коп.) Как ни странно, но извечный русский вопрос: «Что делать?», в моем случае звучал несколько по-другому: «Что взять?»… Для разрешения этой сложной проблемы пришлось выйти на улицу и закурить.
В моей голове защелкал калькулятор… (Для нынешнего поколения поясняю – ну, не было еще, в наше время, персональных компьютеров!). Итак – условия задачи. Известно: количество глоток, планируемых на предстоящем мероприятии, крепость и стоимость крайне необходимой, для вышеупомянутого мероприятия, жидкости и, имеющаяся в моем наличии, весьма скудная сумма командировочных средств. Что же взять?
Поменьше, но покрепче или побольше, но - послабее? Проблема… Решение никак не хотело приходить в мою голову. С одной стороны жители «балка» наверняка люди суровых северных профессий. Геологи, например, или там – нефтяники. И, конечно же, предпочитают крепкие напитки, особенно – с морозцу… Однако, с другой стороны, что такое бутылка (хоть и спирта) на четверых?! Так, губы помочить, и для неспешных и долгих посиделок предпочтительно большее количество тары с горячительным. И тот, и другой вариант наносили моему бюджету непоправимый урон, но лучше с геологами, в теплом «балке» жить, чем с волками, под елкой, выть…
И вот тут мои размышления и расчеты были прерваны самым бесцеремонным и экзотическим образом! Представьте себе, вы стоите под огромной сосной… решаете мировые проблемы… и вдруг перед вами (вернее – перед входом в сельпо) останавливаются нарты (местные сани), в которые запряжен самый настоящий северный олень! Представляете – НАСТОЯЩИЙ! СЕВЕРНЫЙ!! ОЛЕНЬ!!! Сразу вспомнилось классическое: «Так вот ты какой…»
Данным экипажем управлял представитель одной из многочисленных народностей Крайнего Севера, (прошу «пардону», но я так и не научился отличать ненцев от нанайцев, а эвенков – от чукчей), в национальной одежде и в сопровождении своего семейства - жены и ребенка 12-14 лет (пол ребенка визуально установить не представлялось возможным - то ли - мальчик, то ли - не мальчик, а наоборот - девочка…).
Остановившись у магазина, ни хозяин, ни его семейство не предприняли никаких действий. Так и продолжали сидеть на нартах. Даже олень стоял как вкопанный. А морозец-то, доложу я вам…
Налюбовавшись на этакую экзотику и изрядно подмерзнув, я, решившись на вариант «Послабее, но побольше», направился обратно в магазин. В этот момент хозяин оленя поднял руку и помахал ею, предлагая мне подойти поближе. Решив, что абориген ошибся, приняв меня, приезжего, за кого-то другого, я оглянулся, но, кроме меня возле магазина больше никого не было. Подойдя к нартам, я вопросительно взглянул на него, ибо не знал, на каком языке надо вести беседу. Однако никакого диалога не понадобилось. Глава семейства запустил руку за пазуху и извлек оттуда денежную купюру, достоинством в 50 рублей. Пошарив в шкурах, он достал пустую бутылку из-под спирта и знаками объяснил, что просит меня сходить в сельпо и купить ему бутылку такого же напитка. Меня, конечно, несколько удивила данная просьба, но, обладая добрым и приятным, для окружающих, характером, я не привык отказывать людям в подобном пустяке.
Взяв деньги, я сходил в магазин и купил бутылку спирта. Вернувшись, протянул эту бутылку и сдачу своему новому знакомому. И вот тут меня ждал СЮРПРИЗ! Абориген бутылку взял, а мою руку, в которой находилась сдача, отодвинул от себя. Вот это номер! Он что, предлагает мне эти деньги оставить себе??! Ведь там почти 40 рублей! Почти треть моей месячной зарплаты!!! На всякий случай я еще раз протянул ему деньги, но получил в ответ тот же самый жест, недвусмысленно говоривший: «Сдачу оставь себе!».
Оставив попытки вернуть аборигену деньги, я засунул их в карман и вернулся под свою сосну, на пригретое мною место. Закурив еще одну сигарету, я с любопытством стал наблюдать за этой «веселой семейкой», которая с нарт так и не слезала. Далее произошло следующее. Глава семейства открыл бутылку и налил себе почти полную кружку, которую выудил так же, из-под шкур. Выпив спирт (без закуски, запива и занюхивания!), он налил такую же порцию жене. Та тоже бодро выпила. Остатки спирта он вылил в кружку и протянул ребёночку! Дитятко, неустановленного пола, не отстало от родителей! Махнуло за милую душу! Закончив процесс, семейство снова замерло на нартах.
Постояв еще немного и поняв, что представление закончено, я направился в магазин, решив присовокупить «халявные» деньги к сумме, предназначенной для пропоя, тем самым увеличив количество бутылок. Однако в вожделенный магазин я не попал, ибо абориген снова приглашающе махнул мне рукой! И что бы вы сделали на моем месте? Правильно! Бросили бы все свои дела и бодро поспешили бы на зов! Я поступил точно так же…
Картина повторилась с точностью до жеста. Копание за пазухой кухлянки, появление купюры в 50 рублей, демонстрация пустой бутылки и кивок в сторону магазина. Вернувшись, я вручил бутылку коренному жителю Крайнего Севера и стал счастливым обладателем очередной «сдачи»! Вот это жизнь!
С детства помня истину, что «жадность фраера сгубила», я решил больше не искушать судьбу и, закупившись спиртом (теперь-то я мог себе это позволить!), отправился к месту своего временного пристанища. Кстати, выйдя из магазина, я обратил внимание, что, после распития второй бутылки, все семейство улеглось спать прямо на нартах, закопавшись в шкуры.
Вечером в «балок» вернулись с работы геологи. Трое: мой тезка - Сергей, Андрей и третий, самый старший, которого все звали уважительно – Кирюша. Так как стол, моими стараниями, был уже накрыт, то процесс знакомства не заставил себя ждать и пошел по накатанной…
Сначала мужики поинтересовались московскими новостями, а потом стали рассказывать о своей жизни и работе на Севере. И вот тут-то, находясь еще под впечатлением сегодняшних событий у магазина, я в шутку сказал, что мол, у них тут можно и не работать. Деньги «за просто так» дают… И, в качестве примера, рассказал о том, как оказал услугу местному жителю и что за это получил. Мужики помолчали, переглянулись и затем Кирюша спросил: «Скажите, юноша, а у магазина еще кто-нибудь был?». «Нет» – ответил я – «Один был. Вокруг никого не наблюдалось». Кирюша вздохнул, похлопал меня по плечу и сказал: «Ну, повезло тебе. Можешь считать, что «в рубашке» родился»… На мой удивленный вопрос, мужики наперебой стали объяснять, что здесь, оказывается, коренному народу спиртное продавать категорически запрещено и местные «бичи» организовали этакое «Бюро Добрых Услуг», по приобретению спиртного для ущемленного и обездоленного народа.
«Бичи» сами установили расценки и порядок покупки спирта. «Работают» у магазина весь день, посменно. Никого к этому «бизнесу» и близко не подпускают, конкурентов избивают жестоко, а то и … Почему их никого не оказалось сегодня у магазина – вопрос, конечно, интересный… Может сами выпить отошли, черт их знает… Короче говоря, после рассказа мужиков, я понял одно – повезло мне сегодня, еще как повезло! Окажись возле магазина кто-нибудь из пресловутых «бичей», мое пребывание в поселке, здоровье, а то и… оказалось бы под большим вопросом…
Закончу повествование, пожалуй, словами классика: «Так свезло мне, так свезло – просто неописуемо свезло» (М.Булгаков «Собачье сердце»).
Материал авторский. Впервые опубликован https://pikabu.ru/story/sever_spirt_i_mestnoe_naselenie_5692984
Если вам понравилась история, не сочтите за труд, поставьте "Лайк" - автору будет приятно...