Банкротятся последние компании, оставшиеся у Вадима Ванеева — экс-владельца крупнейшего в России производителя индейки — ГК «Евродон». Активы Ванеева, которые еще год назад оценивались в 10-15 млрд рублей, теперь могут достаться конкурентам почти даром.
После того как в 2017-2018 годах основная часть активов группы «Евродон» Вадима Ванеева за долги перешла к «Внешэкономбанку» (ВЭБ), у бизнесмена почти ничего не осталось.
Ванеев сохранил только компании, которые занимались производством мяса утки под брендом «Утолина» (ООО «Донстар», ООО «ТД «Утолина»), дистрибуцией алкоголя (ООО «Мишель-Алко») и общепитом (ООО «Дончак», принадлежит Ермонии Ванеевой).
Но и эти предприятия на грани разорения: 23 апреля ростовский арбитраж опубликовал решение о банкротстве «Мишель-Алко» и введении в компании конкурсного производства. С иском на 408 тысяч рублей к «Мишель-Алко» обратился старооскольский ликеро-водочный завод «Люкс». «Люкс» уже судился с компанией: в 2017-2018 годах он требовал выплаты долга в общей сложности на 3,8 млн рублей. Тогда стороны подписали мировые соглашения. Но теперь ситуация у «Мишель-Алко» куда хуже: по искам кредиторов у компании заблокированы все счета.
Рискует не справиться со шквалом исков и «Утолина» (ведает продажами продукции, которую выпускают утиные фермы «Донстар»): за неполный год она получила претензии почти на 1 млрд рублей.
«Донстар» 25 марта сам подал заявление о банкротстве — это уже вторая попытка компании заявить о своей несостоятельности, аналогичный предыдущий иск, поданный 30 января, она отозвала в начале марта. Так же поступили «Мишель-Алко» и «Утолина», тоже направлявшие 30 января в суд иски о своем банкротстве.
«Донстар» уже не летает
В апреле 2019 года «Донстар» приостановил работу, большинство сотрудников компании уволены или отправлены в отпуск, родительское стадо уничтожено. Поскольку все оно было импортное, для возобновления производства необходимо закупать поголовье за границей.
- Агрокомплекс «Донстар» состоит из 24 птичников для родительского и 60 птичников для коммерческого стада, инкубатора, комбикормового и мясоперерабатывающего заводов. Объем производства — 28 тысяч тонн мяса утки в живом весе в 2017 году. «Донстар» занимал 84% рынка производства утки в России.
Вадим Ванеев не оставляет надежды сохранить хотя бы часть своего утиного производства, рассказал первый замгубернатора Ростовской области Виктор Гончаров. Но денег у Ванеева нет, он пытается договориться о кредите с «Россельхозбанком» (РСХБ), добавил Гончаров.
Однако у этого банка и так в залоге находится доля Ванеева в «Донстаре» (99%): в 2011-2013 годах бизнесмен занимал у РСХБ 1,6 млрд рублей на развитие утиного производства (общий объем инвестиций в проект составил 7 млрд рублей). Так что шансы на получение кредита невелики, особенно учитывая, что совокупные долги бывших и нынешних компаний Ванеева перед всеми кредиторами перевалили за 12 млрд рублей. Это только то, что истребуется в суде. Реальный долг в разы больше — одному только ВЭБу «Евродон» должен 28 млрд.
Птичий грипп подкосил «Евродон»
Под крыло конкурентов
Утиные активы Ванеева, как и индюшиные, могут перейти к какой-нибудь крупной птицеводческой компании, считают эксперты. В марте источники СМИ в группе «Черкизово» братьев Евгения и Сергея Михайловых сообщали, что братья готовы приобрести «Евродон». Да и сам Сергей Михайлов в прошлом году говорил, что «Черкизово» собирается занять первое место в России по продажам индейки, вложив в это 2,5 млрд рублей.
Пока принадлежащая братьям «Тамбовская индейка» занимает третью позицию, производя 15% всего объема российской индейки. Лидером (с 30% рынка) был как раз «Евродон» — до того, как в 2016-2018 годах его атаковал птичий грипп и финансовые проблемы. Внезапное отключение электричества за долги прошлой осенью уничтожило все коммерческое стадо — 3,5 млн голов. В итоге актив, который в 2017 году оценивался в 10-15 млрд рублей, теперь может обесцениться до нуля, предполагает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Он считает, что пока оставшиеся производственные и перерабатывающие мощности «Евродона» могут стоить 3-7 млрд рублей.
Новый владелец может получить «Евродон» уже до конца июня — к этому моменту на предприятии планируется завершить ликвидацию всей птицы и провести санитарную очистку всех производственных площадок, чтобы исключить распространение птичьего гриппа.
К этому моменту может определиться и судьба «Донстара», который лишившись всего родительского стада птицы, сильно потерял в цене, считают аналитики.