Найти в Дзене
Epistola non erubescit

Книжный привет из ренессанса

В прошлое воскресенье в Москве прошла библионочь, во время которой можно было посетить удивительную выставку "Библия Гутенберга: начало нового времени". Удивительна выставка своими экспонатами и тем, что ощущаешь как изменились наши взгляды на книгу на прошедшие почти 6 веков. На выставки представлены образцы рукописных церковных книг, которые имели хождение до первой печатной Библии. И как-то на ум приходят строки книг о средневековье, где говорилось что если есть у кого-то пару книг то это уже огромная роскошь. Вообще до ренессанса прочитать 20 книг за жизнь это великое дело! А сейчас на ливлибе люди устраивающие книжный челлендж ставят себе по 40-50 книг в год... На выставке представлены самые разнообразные образцы ранних книжных шедевров, в том числе есть книга о которой я уже писала ранее - "Гипнэротомахия Полифила". По мимо потрясающей эстетики эта книга внесла огромных вклад в историю всего книгопечатания благодаря трудам своего издателя. Издатель книги Альд Мануций (1449-1515)
 Франсуа Флеминг (1856—1923) - французский библиофил Жана Гролье с Альдом Мануцием около типографского станка
Франсуа Флеминг (1856—1923) - французский библиофил Жана Гролье с Альдом Мануцием около типографского станка

В прошлое воскресенье в Москве прошла библионочь, во время которой можно было посетить удивительную выставку "Библия Гутенберга: начало нового времени". Удивительна выставка своими экспонатами и тем, что ощущаешь как изменились наши взгляды на книгу на прошедшие почти 6 веков.

Библия Гутенберга 1454г.
Библия Гутенберга 1454г.

На выставки представлены образцы рукописных церковных книг, которые имели хождение до первой печатной Библии. И как-то на ум приходят строки книг о средневековье, где говорилось что если есть у кого-то пару книг то это уже огромная роскошь. Вообще до ренессанса прочитать 20 книг за жизнь это великое дело! А сейчас на ливлибе люди устраивающие книжный челлендж ставят себе по 40-50 книг в год...

Указатель в Ивановском зале с выставки
Указатель в Ивановском зале с выставки

На выставке представлены самые разнообразные образцы ранних книжных шедевров, в том числе есть книга о которой я уже писала ранее - "Гипнэротомахия Полифила". По мимо потрясающей эстетики эта книга внесла огромных вклад в историю всего книгопечатания благодаря трудам своего издателя.

Раскрашенные страницы из "Гипнэротомахии Полифила" из фондов РГБ
Раскрашенные страницы из "Гипнэротомахии Полифила" из фондов РГБ

Издатель книги Альд Мануций (1449-1515) сделал сразу несколько революционных решений для книгопечатания. Во-первых он старался издавать книги изящные и красивые, во-вторых относительно дешевыми и доступными.

Издание Виргилия 1501 года
Издание Виргилия 1501 года
Ведущий издатель и типограф венецианского позднего Ренессанса, Альд ввел четкую схему дизайна книги, разработал первый образец курсива, ввел в употребление маленькие карманные издания (ин-октаво), и применил некоторые инновации в переплетном деле и дизайне для использования в общей схеме издания.

Небольшая карманная книга это настоящий переворот для своего времени! Такую книгу можно легко брать с собой, а еще Мануций был гением книжного дизайна и специально создал курсив, что бы больше текста уместить на страницу:

Мануций хотел создать формат книг ин-октаво таким, чтобы их легко можно было носить в кармане мужской верхней одежды или в сумке, это длинные узкие libri portatiles из каталога 1503 года, прообраз современных книг карманного формата. Альдинское издание Opera Вергилия (1501) было первым произведением в этом формате. В своем вступительном письме к Пьетро Бембо в издании Вергилия 1514 года, Альд написал: «Я позаимствовал малый размер, идею карманной книги, в вашей библиотеке, точнее в библиотеке вашего любезнейшего отца». Мануций создал такой тип шрифта как курсив, на право эксклюзивного использования которого в течение многих лет получил патент, хотя честь изобретения следовало бы приписать не ему, а изготовителю шрифтов Франческо Гриффо. Все его шрифты были вырезаны великолепным Гриффо, пуансонистом, который создал первый латинский шрифт на основе изучения классических римских прописных букв. Однако, Мануций использовал курсив не для того, чтобы выделять слова, как мы это делаем сейчас, а из-за узкой и убористой формы букв, что позволяло более экономно использовать пространство листа (больше слов на странице, меньше страниц, меньше затраты на издание) для издания книг малого формата.
Шрифт Альда Мануция
Шрифт Альда Мануция

Еще одно достижение издателя это шрифты, некоторыми из которых мы пользуемся до сих пор. Я обожаю использовать Garamond.

Шрифты, разработанные Франческо Гриффо по заказу Альда Мануция, включают в себя: Bembo, Poliphilus, Garamond, а также переработанные Германом Цапфом Palatino и Aldus.
личный знак Альда Мануций на титульном листе книги
личный знак Альда Мануций на титульном листе книги

Отдельное внимание заслуживает личный знак издателя, который кстати можно встретить в качестве шифра внутри "Гипнэротомахии Полифила":

В 1501 году Альд начал использовать свою издательскую эмблему в виде дельфина, обвивающегося вокруг якоря. Однако его издания классиков были настолько популярны, что эмблему «Дельфин и якорь» почти немедленно украли французские и итальянские издатели. Альд позаимствовал рисунок с реверса античных римских монет, выпущенных во время правления императоров Тита и Домициана, 80-82 г.н. э. Эмблема «Дельфин и якорь» связана с девизом «Festina lente» (Поспешай медленно), который Альд начал использовать еще в 1499 году, когда получил римскую монету с этим девизом и символом от Пьетро Бембо.

***

"Гипнэротомахия Полифила" в переводе Б. Соколова