Стресс — это реакция, направленная на приспособление нашего организма к изменениям в среде. Он возникает тогда, когда эти изменения непривычны для нас, когда у нашего организма нет готовой программы действия, когда мы сталкиваемся с чем-то совершенно новым. В такие моменты, когда на нас действуют какие-то физические или психологические факторы, впервые возникающие в нашей жизни, появляется стрессорная реакция.
Очень часто стресс сопровождается массой положительных эмоций. За этим мы ходим в театр, для этого мы катаемся с американских горок. Стресс добавляет в нашу жизнь эйфории. Однако он оказывает разрушительное воздействие на наш организм, когда становится неконтролируемым. Причем неконтролируемым становится не стресс как реакция, а стрессорное воздействие.
Мы не можем его избежать, избавиться от него, приспособиться к нему, как, например, к боли. Но, самое главное, мы не можем предсказать появление этого стимула, вызывающего стресс. В этих случаях, когда такая ситуация повторяется регулярно, стресс и приводит к разрушению нашего здоровья, подчас к трагическим изменениям в нашем поведении.
Неконтролируемый стресс интенсивно исследуется в настоящее время, потому что, когда ученые вышли из стен своих лабораторий (тут первенство за американским профессором Селигманом), они обнаружили, что люди постоянно сами подвергаются неконтролируемому стрессу и подвергают этому других.
Это происходит на всех уровнях: в школе, когда очень часто учитель вызывает ученика, которому он не симпатизирует, задает ему вопрос, к которому тот явно не готов, и тут же ставит «двойку» — он создает неконтролируемую непредсказуемую ситуацию. При этом у ребенка вырабатывается состояние, подобное депрессии. У животных оно называется «выученная беспомощность».
Выученную беспомощность вырабатывает учитель, задавая вопрос, к которому ученик явно не готов, чтобы подавить двигательную активность ученика. Самое главное, в состоянии «выученной беспомощности» в результате неконтролируемого стресса подавляются волевые импульсы человека, и он становится гораздо более управляемым.
К сожалению, очень часто неконтролируемую ситуацию создают родители своим детям. Ситуации гиперконтроля, когда родитель все пытается сделать за ребенка.
Когда, например, мать постоянно убирает в комнате у своего ребенка, она уменьшает возможность контролировать ситуацию подростком, и отсюда проистекают многие неадекватные формы поведения детей. Зачем ребенок совершает неадекватные действия? Для того чтобы субъективизировать контроль ситуации.
Ребенок, может быть, и сам бы рад дружить с хорошими мальчиками и девочками, не пить, не курить, заниматься спортом, хорошо учиться, но он этого не делает, потому что это будет решение родителей, то есть это будет контроль ситуации с их стороны. И, объективизируя контроль ситуации, он занимается всякими безобразиями.
Дмитрий Жуков, доктор биологических наук, доцент по специальности физиология, старший научный сотрудник лаборатории сравнительной генетики поведения Института физиологии им. И. П. Павлова РАН
Полную версию текста вы можете почитать здесь.