Когда сажусь за написание новой статьи, неизбежно вспоминаю какие-то случаи из своей жизни, которые связаны с заданной темой. Так вышло и с жонглированием.
После окончания 11 класса я собиралась поступать на факультет психологии Саратовского государственного университета и в течение месяца активно готовилась к вступительным экзаменам. Тогда ЕГЭ ещё, к счастью (зачёркнуто) не было.
В один из таких дней я поняла, что научная информация в голову не лезет совсем и решила отвлечься на купленный когда-то давно молодёжный журнал, который случайно обнаружила дома (соцсетей тогда, опять-таки к счастью, тоже почти не было).
Пара разворотов этого журнала были посвящены тому, как научиться жонглировать. "Ну а что, - подумала я, - не поступлю на психфак, так в цирковое училище пойду".
Теперь готовиться к экзамену по биологии стало как будто интереснее, потому что в перерывах между зубрёжками я устраивала себе тренировки по жонглированию, используя в качестве мячиков три носка, плотно набитых гречкой.
Не скажу, что тренировки проходили непринуждённо - иногда казалось, что мозги буквально скрипят от напряжения - но весело было точно. Кроме того, в процессе я давала отдых перегруженным глазам и даже начинала чувствовать мышцы рук.
Научилась я на удивление быстро, всего за 3 дня. Через месяц стала студенткой психологического факультета, а через несколько лет узнала о том, что жонглирование способствует активизации мозолистого тела - пучка проводящих путей, соединяющих полушария мозга.
Благодаря слаженным движениям правой и левой руки в процессе жонглирования, происходит активное взаимодействие двух полушарий с параллельным вовлечением зон мозга, ответственных за зрительно-моторную координацию и моторную память. Регулярные тренировки делают возможным укрепление наработанных связей, что отражается на других процессах, в которых участвуют упомянутые отделы мозга.
Детских нейропсихологов интересуют в этом смысле чтение, счёт и переработка слухо-речевой информации в процессе обучения. Межполушарное взаимодействие лежит в основе этих процессов, и его несформированность неизбежно отражается на их успешности.
Жонглирование - лишь один из способов помощи детям с трудностями в обучении, но, пожалуй, это один из любимых мной инструментов, используемых в работе. Наверное потому, что я познала его эффективность на себе.
О других упражнениях на развитие межполушарного взаимодействия расскажу в следующих статьях.