«Я выхожу на прогулку при лунном свете – туда, где стоят замшелые каменные статуи – я уже знаком с каждой – и пугаюсь собственной тени…Зажигая лампу, я внезапно вижу свою огромную тень, покрывающую полстены и доходящую до потолка – В большом зеркале над камином я вижу себя – это лицо призрака…И я провожу время в обществе покойников – матери, сестры, дедушки и отца – больше всего с отцом – Воспоминания, все до мельчайших подробностей, возвращаются ко мне…» (Э. Мунк)
На этой неделе в Третьяковской галерее открылась выставка, посвящённая творчеству норвежского художника Эдварда Мунка. Представлены его живописные и графические произведения, а также фотографии из собрания музея Мунка в Осло. Эдвард Мунк знаком широкой публике, прежде всего, благодаря своей картине «Крик». И на данной выставке можно увидеть её самую раннюю версию, выполненную в технике пастели. Это первая масштабная ретроспективная выставка художника в России.
Эдвард Мунк считается предтечей экспрессионизма. Драматичные сюжеты, резкие контрасты, экспрессия чувств – все основные характеристики данного направления воплощены в его живописи. Художник-бунтарь, он долго не был признан публикой. Его творчество клеймили самым безобразным способом, первые выставки приводили к скандалу. Яростные нападки со стороны официальной прессы были направлены на всю богему Христиании (прежнее название Осло) в лице художника-новатора. Как пишет в книге Ульрих Бишофф: «Бунтарские выступления художественной богемы Скандинавии задевали этические, моральные и религиозные принципы буржуазии».
Эдвард Мунк нашёл единомышленников, прежде всего, среди литераторов. Знаковой фигурой для Эдварда Мунка всегда оставался Фёдор Достоевский.
Отдельная страница в биографии Мунка – это сотрудничество с драматургом Г. Ибсеном. В 1906 году художник работал в качестве сценографа над ибсеновской постановкой «Привидения». Считается, что это одна из самых мрачных пьес норвежского драматурга. «Я труслива потому, что во мне сидит нечто отжившее - вроде привидений, от которых я никак не могу отделаться», - говорит главная героиня пьесы. Быть может, призраки прошлого – тот главный ключ, с помощью которого можно «попасть» в мир художественных образов Эдварда Мунка. Плавные, текучие линии, которые мы видим в его работах, слегка расплывающиеся фигуры, часто безликие, - ничто иное, как ибсеновские «призраки», словно увиденные им в зеркальном отражении.
Главные мысли и переживания Мунка воплощены в его основном цикле «Фриз жизни», над которым художник работал многие годы. Картины этого цикла занимают центральную часть экспозиции в Третьяковской галерее. «Фриз жизни» - своеобразный живописный рассказ о бытии человека, включающий все этапы жизни: рождение, взросление, влюблённость, душевные муки, отторжение, разлуку, печаль и смерть» - читаем в экспликации.
Миру чувств, взаимоотношениям мужчины и женщины посвящены следующие работы: «Глаза в глаза», «Вампир», «Пепел», «Ревность». Самая знаменитая из них – картина «Вампир». Считается, что название для неё придумал друг художника, писатель С. Пшибышевский. Изначально она называлась «Любовь и боль».
Мунк не случайно располагал картины фриза в определённом порядке, чтобы они взаимодействовали между собой. При этом каждая картина Мунка может восприниматься и как отдельное, самостоятельное произведение. Поэтому не исключено, что отдельное произведение мастера может перекликаться с произведениями других мастеров. Например, его картина «Меланхолия» имеет некоторые сходства с одноимённой гравюрой А. Дюрера.
Если постараться не обращать внимания на детали, которых у немецкого художника немало, можно заметить, что фигуры персонажей изображены в похожих позах, и в композиционном построении имеется некоторое сходство. Для изображения аллегории А. Дюреру понадобились детали, множество деталей. Художник усложнил и зашифровал смысл изображения. Мунк, напротив, показывает символ меланхолии, применив «упрощённый» изобразительный ряд. Фигура задумавшегося героя (изображён реальный персонаж Яппе Нильсен) на фоне узнаваемого норвежского пейзажа. И всё же картина Мунка по своему содержанию оказывается не менее загадочной, чем гравюра Дюрера. Как это ему удалось? Ответ на этот вопрос следует искать непосредственно в самой живописи Мунка.
Эдвард Мунк, отталкиваясь от импрессионистического метода и поисков символистов, изобрёл свой собственный изобразительный язык. Для его живописи характерны: выраженный контур, быстрая, нервная живопись, как правило, он применял локальные и основные цвета. Художник часто использовал «прозрачную» технику, что создавало особый эффект незавершённости. Как раз именно такая новая живописная манера и вызывала волну негодования публики.
От «прозрачной» живописи Мунка уже недалеко и до абстрактной живописи. Ярким примером своеобразного живописного приёма может послужить представленный на выставке портрет Дагни Юль-Пшибышевской 1893 года. Наиболее реалистично художник изобразил лицо модели. Фигура, решённая в тёмных сине-фиолетовых тонах, практически растворяется в совершенно абстрактном пространстве. Отдельные детали картины можно воспринимать уже как полноценную абстрактную живопись.
Бесспорно, самая драматичная из представленных работ Э. Мунка – это, конечно же, «Крик». Бытует мнение, что для создания этого страшного образа моделью послужила перуанская мумия из Музея Человека в Париже.
И всё же, несмотря на общее гнетущее состояние, присущее работам Э. Мунка, в них есть жизнеутверждающее начало. По свидетельству поэта Райнера Марии Рильке, в искусстве Мунка больше от Природы, он способен примирить противоположности сохранения и разрушения. На выставке в Третьяковской галерее представлены также работы Э. Мунка более поздних лет, в которых ещё более отчётливо проявилось жизнеутверждающее начало.
Материал подготовила: А. Зарецкая