"ФК-13х18" и ей подобные деревянные раскладные пластинчатые фотокамеры — это самая настоящая легенда советской фототехники! Ведь на такие камеры снимались все, кто приходил фотографироваться в фотоателье. Так назывались общедоступные фотостудии в СССР для изготовления фотографий на различные документы или просто фото на память. Эти крупноформатные камеры в России начали производить ещё с 30-х годов прошлого века и до 1987 года. А это практически весь период советского фотоаппаратостроения. Оцените список его производителей — Мастерские «Кубуч» и Ленинградский фотокинотехникум; Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ); Экспериментальный фото-механический завод Главного управления промышленными предприятиями Комитета по делам искусств при СНК СССР (ГУППК ЭФМЗ СНК СССР); Московский завод «Геофизика»; Харьковская фотофабрика (фабрика «Оргтехника»)! Даже во время войны 1941-1945 года не прекращался её выпуск. Называлась она "ФКД-13х18 (фотокамера дорожная). Что же из себя она представляла? Это так называемая пластиночная складная камера формата кадра 18 на 24 сантиметра. В сложенном состоянии её размер 130х240х280 мм., в рабочем, разложенном — 350х240х280 мм.
На неё устанавливался объектив "Индустар-51" 4,5/210, который раньше назывался "Индустар-4". Затвора не было, съёмка производилась ручным снятием-закрытием колпачка объектива со штатива. Специально для таких камер Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ) выпускал затвор-насадку с выдержками 1/15, 1/25, 1/50 секунды и "В" (ручной). Я видел такие насадки в некоторых фотоателье. Что характерно, спуск производился не тросиком, а грушей типа клизмы, воздух из которой через резиновый шланг давил на поршень, который в свою очередь двигал рычаг спуска затвора. Спуск происходил очень мягко, без рывков и раскачивания фотоаппарата. А чаще это делалось вручную. Тот, кто бывал в таком ателье, помнят грациозное круговое движение крышкой объектива фотографом, со словами: -”Сейчас вылетит птичка…”. Ведь выдержки были большие, до нескольких секунд.
На резкость фотоаппарат наводился визуально по матовому стеклу с помощью кремальеры (шестерёнка на вертушке вращаясь, двигалась по зубчатой линейке). Мастер накрывался с головой тёмным покрывалом и, не спеша перемещал заднюю часть фотоаппарата вперёд-назад.
После выбора границ кадра и наводки на резкость, рамка с матовым стеклом менялась на кассету с фотопластинкой, выдвигалась наружу задвижка кассеты, и производилась съёмка. Задвижка возвращалась на место и кассета снималась с фотоаппарата. Рамка с матовым стеклом и кассета могла устанавливаться как в вертикальное, так и в горизонтальное положение в зависимости от желания фотографа. Обычно, при съёмке на документы, фотограф использовал одну кассету сразу на несколько кадров. Перед кассетой ставилась черная маска с окошком в ½, ¼, ⅙ или ⅛ кадра. Мастер имел набор таких масок на разный размер кадра, и делал кадр сначала на первое окошко в маске, затем на второе и так далее, до последнего… Ведь для документов требовалась небольшая фотография и на одну фотопластинку делали сразу несколько. Оставалось только после проявки распечатать контактным способом с этого негатива нужные кадры на фотобумагу и раздать клиентам. Обычно это делалось на следующий день. На один лист печаталось несколько кадров (сколько помещалось), для одного клиента. Сейчас делают также, но на компьютере. Для портретной съёмки использовалась одна фотопластинка на полный кадр.
Кто-то скажет, что фотоаппарат слишком громоздкий, сделан из дерева и непрактичен, и он будет неправ. Это нужно испытать и прочувствовать. Всю эту магию процесса подготовки, неспешности, подсказок мастера в принятии позы, выражения лица... -”... смотрите на моё плечо, подбородок выше, улыбочку,... не шевелитесь... готово!” А групповой портрет... Собраться, одеться, прийти, подождать в очереди... расположиться в иртерьере. На один кадр уходит 5 - 10 минут. На эти старые студийные фотографии до сих пор приятно смотреть. Даже если фотограф не очень хороший мастер и не создал фотошедевра. Всё равно это остаётся на долгие годы в семейных альбомах, на стенах квартир, в музеях и т.д. И только благодаря этим снимкам, мы имеем возможность видеть наших предков и отпечатки давно прошедших событий.