(The Thing, 2011, США)
Идея отметить 30-летие выхода на экраны культового ужастика Джона Карпентера "Нечто" (1982) выпуском... нет, не его сиквела, а приквела заслуживала не просто аплодисменты, а долгие стоячие овации. Тем более, что нанятый для этого режиссер-дебютант Маттис ван Хейниген мл. подошёл к работе со здоровым фанатизмом и уважением к первоисточнику. А именно - воссоздал антураж норвежской антарктической станции, где состоялась первая битва с инопланетной тварью, чётко по образцам из карпентеровского оригинала.
Разумеется, события "Нечто-2011" тоже были пришиты к первоисточнику с должным вниманием. И даже музыка ближе к концу приквела мутирует в хорошо знакомый нам мрачный "тум-тумкающий" эмбиент - тот самый, под который с Нечто воевали Курт Рассел и его товарищи.
Однако, при всём старании ван Хейнигена мл., что-то всё равно пошло не так. И в итоге его "Нечто" не обрело той известности и всенародной любви, которую могло бы заслужить.
Можно, конечно, поспорить, на какие грабли наступили создатели приквела, а на какие нет. Но лично мне, как давнему поклоннику классического "Нечто", видится в его предыстории лишь два существенных изъяна.
Первый: новый сюжет не преподносит нам ничего оригинального и, хуже того, фактически нота в ноту перепевает старый.
Ну да, на сей раз в картину ввели женщин, аж целых двух! Правда, до постельных сцен с морозным паром изо рта и даже невинных поцелуев обветренными губами дело не дошло. Но всё равно, присутствие девчонок заметно украшает сурово-бородатую компанию тутошних мужиков. Вот только что проку в том украшательстве, если всё движется по уже знакомой колее? Опять полярники находят во льдах огромный НЛО, а близ него вмерзшую в лед страхолюдину неведомой природы. Опять они, наплевав на карантинные правила, привозят монстра к себе на базу, где тот, отогревшись, сначала лакомится собачатиной, а потом человечиной, попутно учась принимать облик съеденных жертв. Опять недоеденные жертвы устраивают между собой разборки с целью выяснить, кто из них покамест человек, а кто - инопланетный косплеер человека. А учитывая, что финал тех разборок все знакомые с "Нечто-1982" зрители отлично помнят...
Короче говоря, сказка про белого бычка - удовольствие крайне сомнительное. Даже в хоррорах, где "бычок" тот ещё симпатяга со щупальцами, клешнями, жвалами, клыками, слизью, присосками, жгутиками, когтями, ядовитыми железами, и этими, как их... а ну да - рогами, конечно же.
И второй изъян новодела, это, конечно, его синтетическая зима. Особенно по сравнению с той зимой, которой "морозил" своего зрителя Карпентер, и которая пугала не хуже бегающего по полярной станции Нечто. Справедливости ради замечу: ван Хейниген мл. не забывает о том, что в Антарктиде много снега, и что там у людей изо рта идёт пар. Но на этом всё - для отчётности ему хватает. Поэтому никаких вам обветренных красных лиц, никаких сосулек на усах и бородах, никаких обмороженных рук, запотевших очков и клацающих от переохлаждения зубов. Какое там - местным героям вообще наплевать на мороз снаружи и они бегают по базе с огнеметом, сжигая всё подозрительное! Да-да - совершенно не боясь спалить дотла своё единственное укрытие в дикой и смертельно опасной Антарктиде.
Помните "кукольную" зиму в "30 днях ночи"? Примерно такая же она и здесь. И почему после того, как ван Хейниген мл., скрупулезно построил интерьеры норвежской антарктической базы и нарисовал достойные спецэффекты, он отказался скопировать у Карпентера и настоящую, без пенопластового снега, зиму? Поди теперь спроси. Но, как по мне, нежелание авторов "Нечто - 2011" играть в аналоговые, а не цифровые снежки, здорово понизило фатализм и мрачность их фильма. Особенно наряду с откровенно вторичным сюжетом. А всё это вместе ослабило и зрительский интерес, обернувшийся кассовым провалом и скоропостижным завершением режиссерской карьеры ван Хейнигена мл. в большом кино.
***
В общем, чихвостить это кино и в хвост, и в гриву мне, говоря по правде, неохота, но приходится. Безусловно, у него есть и плюсы: опять-таки те же спецэффекты, пускай цифровые, но сделанные с не меньшей членовредительной фантазией, чем у Карпентера. Актеры? Ониа тоже в целом неплохи, хотя подчеркнутой индивидуальности всех героев, как в оригинале, приквел и не демонстрирует. Тем не менее прокатное фиаско нового "Нечто" гораздо более понятно, нежели неудачи старого. И заодно служит явным намеком на то, что о его полноценном сиквеле в обозримом будущем можно даже не мечтать.