Найти в Дзене
Белое зеркало

Пасхальная бесовщина в СССР

Пасхальная бесовщина в СССР

Когда большевики пришли к власти, их целью стало построение нового мира. К сожалению, создание нового невозможно без разрушения старого. Православие, самодержавие, народность - три столпа царской власти. Именно эти опоры большевики пытались выбить из-под основания нового государства.

Казалось бы, праздник - вещь стихийная, народная и традиционная, однако большевики смогли ввести новые праздники - советские, избавиться от старых, преимущественно, религиозных.

В Тамбове комсомольцы устроили в январе 1923 года антирелигиозное богослужение, во время которого пародировали действия священнослужителей всех религий. В дни комсомольских антицерковных праздников на улицах городов часто звучали песни на слова Д. Бедного и В.М. Киршона. В одном из стихотворений Д. Бедного давался конкретный совет, как необходимо расправляться с представителями духовенства в условиях советского государства:

Что с попом, что с кулаком — вся беседа:

В брюхо толстое штыком мироеда.

-2

С 1923 года ЦК комсомола 7 января становился "днём свержения богов".

Накануне Рождества комсомольцы организовали многодневный праздник, в программу которого входили: карнавал около стен Илиодорского монастыря, представление - спектакль по пьесе «Боготец, бог-сын и Ко». Представление собрало много молодежи.

-3

Программа торжеств включала в себя факельные шествия, карнавалы ряженых и антирелигиозные спектакли. Внешне эти акции даже напоминали крестный ход и имели схожую с ним атрибутику. На одной из комсомольских вечеринок в Курске молодежь вывесила транспарант «До 1922 года Мария рожала Иисуса, а в 1923 году — комсомольца»

-4

Уже в 1921 году в Петрограде, например, когда 1 мая совпало с днем Пасхи, многие горожане, предпочли большевистской демонстрации под красными флагами участие в крестном ходе, начавшемся в Александро-Невской лавре.

-5

Общий кураж, беснование на почве политического раздника только усиливало веселье. Шествия комсомольцев напоминали традиционные русские святки, также имевшие карнавальную основу и элементы кощунственного смеха. Это был прием осмеяния религии.

-6

Антирелигиозная политика отразилась и на любимой детьми елке. Сначала религиозные рождественские елки заменили революционные «красные» елки, а затем, в конце 1920-х гг., запретили и их. В 1935-м елку вернули, но уже исключительно в качестве новогоднего атрибута.