Скажите мне, и я забуду,
покажите мне, и я запомню,
вовлеките меня, и я пойму.
Китайская поговорка
В последнее время всё чаще задаются вопросами: а чем отличается бизнес-тренер от педагога или от учителя младших классов? Как отличить хорошего бизнес-тренера, который приведёт группу взрослых людей к заданным выводам с помощью инструментов тренинга от человека, который просто хорошо читает лекции?
Широко известно, что обучение взрослых людей отличается от обучения школьников и студентов: у взрослых людей есть свой значительный бекграунд, знания и свои представления о мире, с помощью которых они выстраивают своё общение и деятельность с окружающим миром. Поэтому всё, что даёт бизнес-тренер будет пропущено именно через этот опыт, знания, логические схемы. Это ведёт к тому, что одни формы подачи материала будут иметь эффект и отдачу, а другие – нет.
Разные формы обучения ведут к разным результатам, и зависят они
1) от формы подачи материала;
2) от целей, которые вкладывает тренер в ту или иную форму.
Сведя все формы обучения в единую схему, мы можем и оценить квалификацию тренера, и понять в принципе какие формы обучения эффективны для развития взрослых людей. Для описания подобных форм есть отдельная модель, которая называется «Пирамида форм обучения».
Мы наблюдаем, что пирамида включает в себя 6 уровней. Давайте познакомимся с ними поближе:
Использование аудиального канала для донесения информации. Самая классическая форма обучения. Она самая эффективная с точки зрения передачи информации за определенное количество времени, однако она полностью снимает с тренера ответственность за усвоение информации участниками тренинга. Мы часто сталкиваемся с такой формой на лекциях в университете, часто видим спящих студентов. Сон студентов на парах объясняется не только плохо сбитым режимом: большой блок информации, которая никак не перерабатывается, влияет на так называемую групповую динамику (о которой мы будем писать в следующих статьях), и является нормальных защитным механизмом от перенапряжения.
Использование визуального канала для донесения информации. Тут важно отделять этот способ от следующего (использование аудиального и визуального). Здесь тот, кто передаёт информацию, использует только наглядные схемы, слайды презентации и пр. Этот способ эффективнее с точки зрения усвоения информации (отчасти благодаря отличию от более популярного – использования только аудиального канала), но все равно ответственность за усвоение информации лежит целиком и полностью на слушателях.
Использование аудиального и визуального канала восприятия для донесения информации. Здесь и именно здесь начинается деятельность бизнес-тренера. Почему использование аудиального и визуального канала одновременно уже более эффективная форма обучения, чем две предыдущие? Возьмем, к примеру, всем известную технологию целеполагания SMART.
Представьте себе тренера, который просто читает по бумажке: «Записывайте, есть такая технология – называется SMART. Эта технология состоит из 5 критериев …» Во-первых, не сразу и понятно, что это аббревиатура. Во-вторых, вероятнее всего про эту технологию будут говорить в отрыве от контекста, без примеров. Поэтому она как произнесётся вслух, так и пройдёт мимо.
Теперь представим себе слайд презентации, который выглядит вот так:
ТЕХНОЛОГИЯ SMART
S – конкретная
M – измеримая
A – достижимая
R – актуальная
T – ограниченная во времени
Стало ли понятно, что это за технология и как её использовать? Какие есть ограничения по использованию технологии? Что именно значит, к примеру, «Конкретная»? Увы, нет. Перед нами просто схема.
И только сочетание этих методов даёт более полную картинку. Тренер, рассказывая и одновременно показывая, даёт внутреннюю логику той технологии/навыка, который доносит аудитории. Логика развёртывается последовательно и закрепляется наглядно.
Переработка информации. С этого уровня начинается тот самый интерактивный компонент, который делает навыковый тренинг навыковым тренингом. Представим себе, что тренер просто даёт информацию с помощью предыдущей формы обучения – в таком случае информация усвоится, но технология или навык скорее всего использоваться дальше не будут. Важно сделать так, чтобы участник тренинга сам в искусственных условиях попробовал использовать новое знание, а затем перенёс опыт его использования на свою жизнь. Пока в тех условиях, которые задаёт тренер. Именно для этой цели – симуляция ситуации использования навыка, тренер использует упражнения. А переработка как форма обучения позволяет извлечь пользу из тренинга в виде адаптированной под себя технологии.
Перенос на практику. После формы обучения «переработка» мы говорим не просто об эффективности тренера как профессионала, а об эффективности тренинга и системы обучения в целом. Великолепный тренер может провести правильный тренинг, где участники вынесут для себя инсайты и хорошее настроение. Но будет ли мотивация у тех же участников применять знания на практике зависит не только от тренинга. Система мотивации и премирования персонала, предтренинговая диагностика, личность участника тренинга – всё влияет на дальнейшее развитие навыка. Форма обучения переноса на практику – это когда участник тренинга, выйдя из аудитории, начинает применять технологии в своей работе, жизни. Чтобы навык прижился, важно соблюдать комплекс мер, которые приведут к успеху обучения.
Обучение других людей. Последняя форма обучения взрослых заключается в том, что сам участник тренинга начинает обучать навыку других. Как правило, такую практику мы наблюдаем в организациях, где развит институт наставничества и кураторства. Подобная форма гарантирует закрепление навыка или технологии у участника тренинга.
Какие выводы мы можем вынести из анализа данной пирамиды? Хороший тренер обладает тремя ключевыми компетенциями: умеет показать и рассказать материал одновременно, последовательно разворачивая логику материала, умеет правильно организовать процесс для моделирования нового опыта у участников тренинга и умеет организовать правильный анализ материала, что обеспечивает соотнесение новых знаний и предыдущего опыта у слушателей. Великолепного тренера отличает умение построить диалог с заказчиком таким образом, чтобы обеспечить переход на последние формы обучения.