Найти тему

В предверии Светлого Христова Воскресения

Величайший христианский праздник связан с событием Воскресения Христова. Он символизирует торжество веры, знамение победы над грехом и смертью, начало бытия мира, искупленного и освященного Господом. Путь верующих к «праздников празднику и торжеству из торжеств» через самый длинный и строгий в году Великий пост еще более усиливает значимость и духовное восприятие Пасхи.

Страстная седмица

За неделю до Пасхи Церковь вспоминает события последних дней земной жизни Христа, Его смерти и Воскресения. Все дни трудной и скорбной, Страстной недели, когда Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу, распят и воскрес, называются Великими. В это время полагается особенно строгий пост, существует запрет на любые развлечения и праздное времяпрепровождение, верующие посвящают себя делам благотворительности и милосердия, насколько возможно чаще посещают храм.

Вечером в среду следует быть на исповеди, чтобы утром Великого четверга подойти к святой Чаше, по всеобщей православной традиции, причаститься Святых Христовых Тайн. Причастие в этот день спасает христианина весь год. В Великий четверг вспоминают Тайную Вечерю Христа со Своими учениками, на которой было установлено таинство причащения Тела и Крови Христовой.

Великая пятница - самый скорбный день, так как именно в этот день совершились распятие и крестная смерть Христа. Во время распятия Он молился за своих мучителей: «Отче, прости им, ибо они не знают, что делают». Шесть долгих часов Христос мучительно страдал на Кресте, искупая Своими страданиями все человечество от рабства греху, от порабощения дьяволу. Смерть случилась в девятый час (около трех часов дня по нашему времени), поэтому во второй половине дня совершается чин выноса Плащаницы (шитого изображения снятого с Креста Тела Христа) из алтаря на середину храма, а вечером проходит торжественно - скорбная служба - чин погребения Спасителя.

В Великую субботу верующие собираются в храмах, чтобы вместе встретить светлый и радостный праздник Воскресения Христова.

Всенощное бдение и крестный ход

Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. Многократно звучат слова: «Христос воскресе! - Воистину воскресе!», - которыми исповедуется вера в Воскресение. Весь мир - материальный и духовный, видимый и невидимый, торжествует и радуется, сливается с вечной жизнью Царства Небесного.

Крестный ход вокруг церкви символизирует встречу с Господом вне храма, напоминая о девах-мироносицах, встретивших воскресшего Христа вне Иерусалима. Ночное пасхальное шествие представляет собой необыкновенно красивое зрелище. В храме во время Светлой заутрени ни на минуту не замолкает хор. Священнослужители несколько раз меняют ризы. Иконы, паникадило, подсвечники украшены живыми цветами. Горят особенные, разноцветные свечи. Евангелие читается на разных языках. Это символизирует, что проповедь о воскресшем Спасителе победоносно пронеслась над всем миром.

За пасхальным богослужением читается «Огласительное слово Иоанна Златоуста». В нем выражена суть православных идей - радость жизни, равенство всех пред Богом, всепрощение и примирение со своими врагами.

Разговление

Великий пост помогает человеку вновь обрести веру и осмыслить свою жизнь, а воздержание от пищи позволяет по-новому ощутить ее вкус и благодарно принять ее от Бога.

Свой главный праздник на святой Руси всегда ждали с особым нетерпением. С начала Страстной недели покупали муку, яйца, творог и другие продукты. Пасхальный стол не имеет никаких запретов, но рыбные блюда на нем обычно не присутствуют. Готовили куличи и пасхи, запекали окорок, жарили телятину... Все должно быть готово к субботе, когда кулич, творожную пасху и крашеные яйца несли святить в церковь.

Ограничение в еде Великим постом, кулинарные хлопоты перед Пасхой, разговление в пасхальную ночь делают Воскресение Христово самым «вкусным» праздником. С древнейших времен у христиан существует благочестивый обычай в ночь Воскресения Христова, после праздничной службы, разговляться (вкушать скоромную пищу) освященными в церкви куличом, пасхой и яйцами. Народ крещеный садился за скоромный стол, христосовался и разговлялся, неторопливо, с чувством отдавая дань всему, накопленному к празднику за пост.

Убранству стола уделялось особое внимание. Белоснежная скатерть, красивая посуда, живые и искусственные цветы, на самом видном месте - ритуальные блюда, пестрые, яркие, со всевозможными украшениями. За пасхальным столом, накрытым на весь день, собирались большая семья и друзья, которые уже давно не виделись: в пост не принято было ходить в гости и принимать гостей. Дальним родственникам и знакомым накануне обязательно рассылали специальные поздравительные открытки. В течение дня в домах царила веселая праздничная атмосфера, а вечером горящие свечи и лампады напоминали о бесконечной, теплой, божественной любви и милости. «Светлая печаль» обволакивала душу, чтобы завтра человек ощутил «звонкую радость» и жажду жизни.

Святая неделя

Неделя за Пасхой называется Светлая седмица. В течение семи дней звонят во все колокола, поддерживая звоном благостное настроение. Пасхальные песнопения звучат в церквах до Вознесения Господня, которое отмечается на сороковой день, до этого же дня (отдания Пасхи) православные христиане при встрече искренне приветствуют друг друга: «Христос воскрес! - Воистину воскрес!»

В дни великой радости богослужения совершаются по пасхальному чину, царские врата, отделяющие алтарь от основного пространства храма, остаются открытыми в знак того, что только в это время нам как бы открывается невидимый, небесный мир. На Светлой седмице отменяются посты, и все верующие призываются к особому духовному ликованию.

На Святой неделе не позволялось работать, и официальным законодательством России эти семь дней почитались праздничными. Пасха давала разрешение всеобщему весеннему веселью: игрищам, хороводам, пляскам, «улице» - сборищам, посиделкам молодежи.

На все дни Святой недели устраивали карусели, балаганы, где давали свои представления комедианты. Не бывало праздника без качелей. Около них собирались мужчины и женщины с ребятишками, девушки и парни с гармонями. «На Святой неделюшке повесили качелюшки. Сначала покачаешься, потом и повенчаешься».

Татьяна Порецких