Подавляющее большинство продаваемых по всему миру автомобилей приводится в действие передними колёсами. Это результат более чем вековой эволюции. Но когда и где началась вся эта «переднеприводность»?
Автомобильные инженеры уже давно дискутируют о том, куда проще и практичнее направлять энергию мотора — на задние или на передние колёса? На рубеже XIX и XX веков никаких сомнений не было: передний привод был радикальной концепцией, спроектировать которую было невозможно. К счастью, несколько энтузиастов сохранили и доказали потенциал переднего привода, машинально заложив основы автомобиля будущего, то есть того автомобиля, на котором сегодня мы с вами передвигаемся.
Смиренные начинания. Французский изобретатель Никола‑Жозеф Кюньо экспериментировал с паровыми приспособлениями для транспортировки пушек и тяжёлой экипировки французской армии. В 1770 году он придумал трёхколёсную fardier à vapeur или паровую тележку.
Неустойчивость и ограниченная максимальная скорость (3 км/ч) положили конец перспективам этого аппарата, однако транспортное средство, приводимое в движение котлом, который вращал единственное переднее колесо, было, возможно, первым переднеприводным автомобилем. Да и в принципе первым в истории автомобилем.
В 1883 году граф Жюль‑Альбер де Дион совместно с механиком Жоржем Бутоном и инженером Шарлем‑Арманом Трепарду представили свой первый «автомобиль» — компактный четырёхколёсный паровой аппарат, который имел рулевое управление задними колёсами и расположенный спереди котёл, посредством ремней вращающий передние колёса. Это был серьёзный технический прорыв, хотя сама по себе машина выглядела как карета без лошади, двигающаяся задом наперёд.
Первая модель сгорела дотла во время испытаний, но компания De Dion‑Bouton продолжила выпускать более совершенные паровые машины, а потом и машины с ДВС, но они были уже заднеприводными с более традиционным рулевым управлением передней осью.
Волна перемен. В начале XX века задний привод стал шаблоном автомобильного дизайна — особенно с дебютом в 1908 году массового Ford Model T.
Но это не остановило американского изобретателя Уолтера Кристи, который пошёл против течения. В 1905 году он создал свой собственный радикальный переднеприводный автомобиль. Его 60‑сильный Christie, построенный в Нью‑Йорке, был оснащён 4 цилиндрами в ряд над передней осью и параллельно ей. В то время это была инновация.
Кристи ездил на своей машине по США и Европе в попытке продвинуть новаторский дизайн, однако столкнулся с механическими проблемами, попал в аварию и чуть не погиб. Затем он применил свой замысел к прототипу нью‑йоркского такси. В то время компоновка Кристи считалась слишком «нетрадиционной» и по цене 2600 долларов за автомобиль (65 000 долларов по сегодняшним меркам) — слишком дорогостоящей.
Во время Первой и Второй мировых войн Кристи предлагал многочисленные конструкции танков, но, как и конструкции автомобилей, большинство из них было отвергнуто. Уолтер Кристи умер в 1944 году в нищете, так и не узнав, что его переднеприводный автомобиль с поперечно расположенным мотором станет нормой.
Переднеприводная революция. Несмотря на скептицизм со стороны инженеров и общественности, переднеприводные автомобили продолжали систематически появляться.
Купить переднеприводную машину стало возможно с 1928 года. Тогда британский производитель моторов Alvis выпустил наддувный переднеприводный родстер 12/75 — по сути первый серийный переднеприводник. В Америке пионером переднего привода стал Cord L‑29, а несколько месяцев спустя к нему присоединился Ruxton Model C.
А тем временем во Франции нарастала буря переднеприводных машин. На Парижском автосалоне 1931 года братья Поль‑Альбер и Анжело Буччиали показали прототип TAV 16 Double Huit, над которым они работали с середины 20‑х годов. Это был спортивный люксовый седан с уникальной системой переднего привода и мотором V16.
Безумный силовой агрегат был в конце концов заменён более скромным V12 от Voisin, но братья Буччиали доказали, что передний привод может быть практичным, обеспечивать впечатляющую тягу и стыковаться с мощными моторами (как заднеприводные аналоги). Ввиду высокой стоимости и сложной системы привода было построено менее десяти таких TAV.
Два года спустя Citroën выпустил свой собственный переднеприводник — знаменитый Traction Avant. Он обладал несущим кузовом, что делало его относительно лёгким и компактным на фоне остальных рамных автомобилей. Ранние переднеприводные автомобили были без сомнений изящными машинами, однако их вид немного портили чрезмерно длинные капоты, обусловленные неудобным расположением трансмиссии.
Citroën 2CV, дебютировавший в 1948 году, оказался ещё дешевле и проще, чем его переднеприводные предшественники. Он стал таким популярным, что продержался в производстве до 1990 года.
Вероятно, именно Citroën привёл передний привод в массы. Это был безусловно гигантский скачок вперёд, однако переднеприводная компоновка всё ещё не была идеальной в плане практичности и эффективности.
Возрождение переднего привода. Когда цены на топливо в Великобритании в 50‑х годах начали расти, British Motor Corporation (позже приобретённая British Leyland) начала планировать небольшой автомобиль, который должен был быть дёшевым, удобным и экономичным: Mini.
В качестве руководителя проекта они наняли сэра Алека Иссигониса — инженера, известного работой с передним приводом. Иссигонис решил объединить весь силовой агрегат — двигатель, трансмиссию, дифференциал и ведущую ось — под одной упаковкой, расположив это всё в передней части автомобиля. В рамках отхода от традиций весь узел был размещён поперечно, а не продольно. Иссигонис использовал схему, почти идентичную той, за которую 50 лет назад был высмеян Уолтер Кристи.
После выхода Mini в 1959 году усилия Иссигониса и всех его предшественников наконец окупились. Поперечное расположение двигателя на Mini было блестяще простым решением. Кроме того, оно предлагало дополнительное преимущество: пол теперь был плоским, добавляя пространство для ног и головы. Разгоняясь до максимальных 116 км/ч, Mini не был особенно быстрым, но был лёгким, ведь он нёс на борту всего лишь 848‑кубовый мотор. Кстати, управлялся автомобиль значительно лучше, чем его переднеприводные предшественники.
Да, за 250 лет своей эволюции передний привод прошёл долгий путь. Без сомнений, Mini оставил жирный отпечаток в истории. И не только для переднеприводных машин, но для всех машин в целом.