Найти в Дзене
Cosmoscow Mag

Что вокруг: неоскорбление чувств верующих

В русском искусстве процесс формирования светской живописи был длительным и неоднозначным. Изображения святых на иконах и фресках стали основой для ее развития. Современное искусство не имеет ярко выраженных канонов и все реже является религиозным, но художники часто вступают в диалог с текстами священных писаний или обращаются к религиозной обрядности. Мария Минц и Георгий Маркелов собрали для Cosmoscow Mag небольшую подборку с примерами.

Фото: © Константин Худяков.
Фото: © Константин Худяков.

КОНСТАНТИН ХУДЯКОВ, «ПРЕДСТОЯНИЕ/DISIS»

Проект Константина Худякова, поддержанный Виктором Бондаренко и реализованный при помощи Романа Багдасарова, был показанн в Третьяковке в 2004 году. Он представляет собой подобие русского иконостаса с изображением лиц пророков, святых и философов, которые дополнены биографическими данными и авторским эссе-рассуждением. В понимании художника, люди, изображенные на «иконостасе», связаны с хронологическими и смысловыми аспектами существования мира. Несмотря на то, что в данной иконографии появляются такие личности, как Гиппократ или Заратуштра, основной иерархически-главенствующей фигурой остается Иисус Христос.

Фото: © Павел Гришин. Эрарта.
Фото: © Павел Гришин. Эрарта.

ПАВЕЛ ГРИШИН, «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ»

Прообразом для этой работы стала знаменитая фреска Леонардо да Винчи из монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Работа Гришина повторяет композицию фрески, но представляет собой инсталляцию, в которой фигуры Христа и апостолов сидят за столом. Их головы повернуты к зрителю лицом, но сами лица скрыты грубой плотной тканью, поэтому нельзя увидеть эмоций героев, что усиливает интригу и заставляет задуматься о том, кто же предаст Спасителя. Завершает композицию огромный терновый венец, созданный художником Александром Архипенко и висящий над героями.

Фото: © Александр Сигутин.
Фото: © Александр Сигутин.

АЛЕКСАНДР СИГУТИН

Еще один современный художник, который активно обращается к христианской тематике – это Александр Сигутин. Он был одним из первых художников, кто после перестройки занялся исследованием религии как пространства новой идеологии, пришедшей на смену побежденному советскому социализму. В апреле 1994 года художник разместил таблички с текстом ветхозаветных заповедей в современной городской среде. Город еще хранил элементы советской визуальной культуры: надписи «НЕ СОРИТЬ», «НЕ КУРИТЬ», «ТУАЛЕТА НЕТ. ШТРАФ 5 РУБЛЕЙ». Выполненные им фразы «НЕ КРАДИ», «ПОЧИТАЙ ОТЦА И МАТЬ» органично вписывались в среду. Так художник «советской закалки» пытался по мере сил идти в ногу со временем, восстанавливал прерванную связь времен.

Фото: © Александр Сигутин.
Фото: © Александр Сигутин.

Александр Сигутин исследует в своих работах общеевропейские «христианские корни» и облачает результат этого исследования в эстетику русского авангарда. У художника несколько серий, посвященных этой теме. Одна из них – «Десять заповедей. Супрематическая вязь» – 10 (по количеству заповедей) холстов в живописной технике, каждая супрематическая абстракция представляет собой графическое изображение общеизвестных библейских предписаний. Была и наделавшая шуму «Жизнь замечательных людей», исследующая тональность и структуру традиционной иконы.

Фото: © Александр Сигутин.
Фото: © Александр Сигутин.

В проекте «Прориси» художник рассуждает о традиционной иконописи в отношении к современности, в то время как в самих работах канонические сцены из Библии и евангельские персонажи изображены в виде бестелесных набросков. Графические черно-белые работы из серии «Византийский супрематизм» исследуют и обыгрывают религиозную символику. «Супремусы с житием» воспроизводили композиции узнаваемых икон методами супрематизма, то есть посредством геометрических фигур на плоскости.

Фото: © Анатолий Осмоловский. ММОМА / Музея Вадима Сидура.
Фото: © Анатолий Осмоловский. ММОМА / Музея Вадима Сидура.

АНАТОЛИЙ ОСМОЛОВСКИЙ, «ХЛЕБА»

Серия, имеющая христианские мотивы в форме, но не содержании. Инсталляция представляет собой многократно увеличенные хлебные ломти, вырезанные из дерева. Они подвешены к стене и системно расположены так, что невольно вызывают прочную ассоциацию с организацией русского иконостаса. Сам художник утверждает, что иконопись и авангард – две самые канонические, самые мощные традиции русского искусства, он стремился их объединить. По его словам, сам хлеб в работе не имеет сакрального значения, художника интересовала исключительно симметрия.

Фото: courtesy автор.
Фото: courtesy автор.

ДМИТРИЙ ГУТОВ, «ОБРАЗЫ»

Художник известен своей техникой переноса живописных произведений в металлические объекты, которые, на первый взгляд, кажутся хаотичным набором лент, но если отойти от них подальше складываются в образ. В 2012 году в галерее «М&Ю Гельман» прошла его выставка, на которой он показал ряд таких работ, основой для которых стали классические иконные прориси.

Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропустить ни одного материала!
Instagram
Facebook
Telegram
Вконтакте