В первой статье (ссылка) мы изучали Священное Писание о том, как Бог оценивал Иова, а также о том, как его оценил противник рода человеческого, который считает весь мир подвластным своей воле. Людей же дьявол (греч.“клеветник”) считает корыстными и подверженными страху смерти, который больше всего остального руководит действиями человека. Однако, праведник может преодолеть эти естественные качества греховной натуры через прославление Бога и Его любви к людям.
Перейдём к непосредственному рассмотрению оценки Богом Иова. И первое качество, о котором говорится в самом начале книги Иова - это непорочность.
Если современного человека спросить о непорочности, то наверняка он подумает о невестах, младенцах или (что маловероятно, но всё-таки...) о картине Рафаэля “Дама с единорогом”. Это сказочное животное - символ непорочности и целомудрия - в средние века по преданиям могло быть приручено только девственницей. Остаётся загадкой, кто эта незнакомка, подобная “Моне Лизе” Да Винчи, и почему единорог такой маленький. Но схожее недоумение у некоторых может вызвать утверждение, что непорочным может быть пожилой обеспеченный человек, отец десяти детей, уважаемый, известный и влиятельный. А именно таким человеком и был праведный Иов.
Значение слова и ветхозаветная непорочность
Для того, чтобы разгадать эту загадку, обратимся к значению слова, которое переведено, как “непорочный”. Непорочность (ивр.«там») - слово достаточно редкое и употребляется по отношению к конкретному человеку в Библии только в Быт.25:27, когда говорится о Иакове («...стал...Иаков человеком кротким...»), два раза в Псалмах и один раз в Притчах («...наблюдай за непорочным и смотри на праведного...» Пс.36:37), причём в Пс.63:5 и Пр.29:10 говорится о том, что злые люди строят козни непорочному. Наконец, в книге Песнь Песней этим словом описывается любимая (Песн.5:2, 6:9 «...голубица моя, чистая моя...»), что близко к современному пониманию. Впрочем, было бы легкомысленно рассматривать эту книгу исключительно как романтическое произведение. Слово на иврите происходит от корня со значениями полноты, совершенства и законченности, и этот корень употребляется в Библии гораздо чаще в этих значениях.
Рассматривая слова с этим корнем мы увидим Ноя (“…Ной был человек праведный (цаддик) и непорочный (тамим) в роде своём…” Быт.6:9), Авраама (“…Господь…сказал ему: Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен (тамим)…” Быт.17:1), многочисленные упоминания в Пятикнижии о необходимости “непорочности” жертв, приносимых Господу (“Агнец у вас должен быть без порока (тамим)…” Исх.12:5), которые являются прообразом окончательной “непорочной” жертвы Иисуса Христа (“…будь непорочен перед Богом твоим…Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой - Его слушайте…” Втор.18:13-15). Иисус, будучи Богом, непорочен (“Он твердыня, совершенны (тамим) дела Его, и все пути Его праведны, Бог верен, и нет неправды (в Нём); Он праведен (цаддик) и истинен” Втор.32:4).
Один из камней, который служил для выяснения воли Божьей посредством священников назывался Туммим (Исх.28:30, Лев.8:8, Втор.33:8, Ездр.2:63, Неем.7:65), второй камень назывался урим, который упоминается в истории с Саулом (1Цар.28:6 “…Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков…”), а также, когда Моисей наставляет Иисуса Навина по поводу советов через священника Елеазара (Чис.27:21 “…спрашивать его о решении посредством урима пред Господом…”).
Иисус Навин напоминает израильтянам о том, как надо жить перед Богом (“Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте (тамим) и искренности…” Нав.24:14), царь Давид поёт Господу (“…все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал, и был непорочен (тамим) пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне” 2Цар.22:23), что Бог подтверждает и его сыну Соломону (“…если ты будешь ходить пред лицом Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте (том) сердца и в правоте…” 3Цар.9:4). В 14-м псалме первое качество праведника - непорочность (“Тот, кто ходит непорочно (тамим) и делает правду, и говорит истину в сердце своём…” Пс.14:1-5), как и в книге Иова.
У пророков есть упоминание о непорочности в негативном ключе, например, у Амоса (“…они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду (тамим)…” Ам.5:10) или у Иезекииля, где, вероятно, говорится о дьяволе (“Ты совершен (тамим) был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония” Иез.28:15). Но также там есть упоминание о совершенных деревьях, о которых впоследствии упоминает в книге Откровение Иоанн Богослов (“…плоды на них не будут истощаться (тамам)…” Иез.47:12).
Итак, непорочность в книгах Ветхого Завета - это достаточно объёмное понятие, которое в полноте показывает, каким будет грядущий Мессия (Христос) - совершенный, цельный, чистый, исполненный силы и, в то же время, Тот, Кто будет принесён в совершенную жертву для спасения всех людей. Он станет ответом на ожидания не только израильского народа, но и всего человечества, через Него люди узнают истину о Боге во всей полноте, через Него каждый сможет получить свободный доступ в Святое Святых, которое раньше было закрыто завесой.
Будьте непорочны!
О непорочности говорится и Новом Завете, о чём мы будем изучать в следующей статье.
Читайте и другие статьи, например, две статьи о страхе Божьем (первая часть, вторая часть).
Автор: Марат Загидуллин (Facebook. @MaratZa в Telegram)
Если статья была Вам полезной, поставьте лайк, поделитесь, подписывайтесь на канал, поддержите проект.
Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).
Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal (kazanez@gmail.com: ссылка для перевода).
Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.