Найти тему

«Басмачка» в самолете

В одном из полётов Чучин почувствовал, как что-то живое свалилось за воротник тужурки, пробралось к голому телу и очутилось подмышкой. Он вздрогнул, едва не выпустив из рук ручку управления, и с силой придавил неведомое существо. Через минуту вытряхнул из-под рубахи мертвую мышь.

- Ах, ты, басмачка!

Вернувшись из полёта, осмотрели самолёт и поняли, какая опасность подстерегала экипаж, не случись в воздухе этого мышиного «нападения». Мыши «оккупировали» самолёт, проделали дырки в обшивке крыльев, пробовали «на вкус» резиновые накладки на педалях управления. Их привлекал запах касторки, которая использовалась вместо моторного масла, и они пытались добраться до него. Так и до аварии было недалеко.

- Объявляем этим пособникам басмачей беспощадную войну! - подытожил осмотр механик Александр Токарев, с которым летал Чучин, и задумался над тем, как избавиться от грызунов.

В другой раз во время вынужденной посадки Чучин и Токарев повергли в шок население кишлака, попросив 5 кувшинов самогона. Сбежались стар и мал смотреть, как два красных «джигита» выпьют столько спиртного. А они, не сделав ни одного глотка, слили самогон в бак, чуть-чуть похватали принесенного плова и взлетели, потому что с гор уже спускался отряд басмачей.

Герой историй, рассказанных вологодской журналисткой и писателем Т. О. Спивак в ее последней книге «Обрученные с небом» (Вологда, 2017) Иван Григорьевич Чучин родился 11 июля 1896 года в деревне Займищи Кирилловского уезда Новгородской губернии (ныне Вологодская область). Он «заболел» небом с той минуты, как увидел в нем огромную диковинную «птицу». В 1916 г. он стал курсантом летной школы Всероссийского императорского клуба. В числе группы курсантов был отправлен в Англию для совершенствования летного мастерства. Вернувшись, получил назначение в 6-й лётный отряд, действовавший на Юго-Западном фронте. Награжден Георгиевским крестом. После обморожения ног был комиссован из царской армии и вернулся в 1918 году уже в Красную армию.

В 1922 году И. Г. Чучин получил направление на учебу в Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова, где учился до 1925 года. После этого началась его активная хозяйственная деятельность: он принимал участие в коллективизации в Башкирии; руководил строительством крупных зернохранилищ на Волге, Северном Кавказе, Урале, в Оренбуржье; в строительстве Сталинградского, Челябинского и Харьковского тракторных заводов. Несмотря на инвалидность, Иван Григорьевич участвовал и в Великой Отечественной войне. Ему, как опытному организатору, знатоку авиации и строительных работ поручили организовать практически с нуля аэродром специального назначения под Москвой. Вскоре аэродром стал крупнейшим в стране. Осенью 1946 года И. Г. Чучин демобилизовался из армии.

«У меня в жизни было две страсти: авиация и строительство, - говорил Иван Григорьевич, - и я всегда чувствовал себя окрылённым».