Здравствуйте, друзья.
Думаю, вы все уже знаете, что неделя перед Пасхой именуется Страстной. Она предельно насыщена вспоминаемыми библейскими событиями, полна уроков и примеров для подражания.
В эту неделю всегда есть о чем задуматься, переосмыслить нечто в своей жизни. Веселье и легкие темы отставляю на другое время.
В моей жизни был длительный период серьезного воцерковления. На текущий момент, скорее обычный человек, чем глубоко церковный. До сих пор остается часть незакрытых и достаточно мучительных вопросов.
Но это не мешает мне оставаться в рамках христианского целеполагания. Я по-прежнему стараюсь придерживаться заповедей, и мои приобретенные убеждения глубоко укоренены в сердце и мыслях.
Как и многим мыслящим людям, мне очень больно, что бесценная мудрость Библии остается невостребованной и закрытой от ума большинства людей даже в церковной среде, не говоря уж о тех, кто остается вне её.
От того случалось и случается неимоверное количество несчастий, ломаются человеческие судьбы, умножаются беды на Земле.
Рождается поверхностное понимание и применение принципов, которые изначально имели иной посыл.
Сегодня предлагаю внимательнее рассмотреть одну из самых цитируемых библейских фраз, зачастую вызывающую непонимание и острое неприятие.
И так. Произнесена знаменитая Нагорная проповедь.
Христос продолжает беседу с народом, поясняя ранее сказанное:
«Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб».
А Я говорю вам: не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;…»
(Мф. 5:38-41).
Произнося это, Спаситель поднимает человека на более высокую ступень развития. И, как бы это парадоксально не звучало, понуждает к прямой борьбе со злом, но не только снаружи, но и в собственной душе.
Первая, более примитивная стадия, когда мщение было введено в некие рамки - око за око, пройдена.
Теперь надо глубже работать и над собой и над окружающим миром.
Не противься злому злом!
Вот что теперь выходит на первый план.
Внутри себя прояви максимальное напряжение, не позволь в душе развернуться злым мыслям и пожеланиям. Не позволь, прежде всего самому себе, начать разрушаться от зла.
И второй момент, без которого нет целостности картины понимания этого принципа.
Не позволь себе действие рожденное от внутреннего зла, т.е собственно подставь левую щеку.
Согласитесь, зачастую как происходит.
Человек, изнутри разрываемый злобой и обидой, начинает неконтролируемо разрушать все вокруг. В результате, не то что вторую щеку подставляет.
Он дает всего себя на растерзание обидчику и внутреннему нестроению. Зло растет и множится, не встречая никаких преград.
Обобщаю. Подставляя вторую щеку, берем паузу на восстановление внутренних резервов для борьбы со злом, но другими методами. Перестаем саморазрушаться. Становимся готовы к пресечению зла, а не к мести и уничтожению.
Думаю у каждого есть яркий пример, когда злодея останавливает проявляемое человеком чувство собственного достоинства, умение сдержать в себе сиюминутные порывы и железная выдержка.
Подобное понимание не вступает в противоречие и с основным затруднением.
Как так, этот человек бьет меня, издевается, унижает, а я все ему должен прощать и терпеть?
Нет, нет и нет. Не о том речь. Только лишь о хладнокровии.
Имея самообладание, гораздо легче и проще продумать план дальнейшего сопротивления и грамотно выстроить свою защиту. Потому как ресурсы души не тратятся на разрушительные злобу, ненависть и обиду.
Более того, опять замечу.
Со злом необходимо бороться и не отступать, прикрываясь мнимым терпением и смирением.
Такое понимание подкрепляется историей, вспоминаемой в Страстную неделю.
Во время допроса в доме иудейского первосвященника, Христа ударяет по лицу слуга. И ожидаемого подставления левой щеки не происходит. Звучит фраза:
«Если Я сказал худо, покажи, что худо;
а если хорошо, что ты бьешь Меня?»
(Ин. 18:23).
То есть совершенно очевидным образом показан пример верного применения рассматриваемой нами фразы.
Христос, будучи вне греховного влияния, спокойно осаживает слугу. Прямо заявляет о несправедливости обвинений. Не позволяет дальнейшего жестокого обращения с собой.
Ни о каком терпении зла речи не идет.
Сколь далеко это понимание от сложившегося восприятия христиан, как бессловесно терпящих потворщиков множащегося зла.
Как видите правильный подход, и переосмысление дает нам совершенно иное направление и поводы для борьбы со злом и в себе и в окружающем мире.
Буду рада выслушать ваши мнения и истории. Старайтесь придерживаться спокойного и взвешенного тона при ведении дискуссии.
Душевного вам мира и благополучия!