Найти тему
Михаил Исаков

Novo Ordo Seclorum

Как вы думаете, кто быстрее будет «продвинут на рынок труда»: работники торгового зала или кассиры? Эмоциональные продажи, когда «Имидж – все!», делаются социальными сетями, а не уставшим «консультантом», который оформляет сделку якобы «вылизывая» покупателя. Себя можно успокоить тем, что доля мировых интернет-площадок в 2019 году составит лишь 12% всего объема розничной торговли (в России 4%). Дорогие вещи, например автомобиль, нуждаются в присутствии продавца, но вот водитель уже точно не нужен. Десятки миллионов дальнобойщиков, таксистов, машинистов поездов будут «съедены» программами беспилотного управления транспорта. Да и сам автомобиль, его основные модули напечатают на 3D-принтере без участия конвейерных рабочих. И даже, если произойдет авария, разбирать ее обстоятельства будет виртуальный юрист, работу которых уже начали регулировать в ЕС, приняв специальную хартию для роботов в юриспруденции.

Технологический переход, происходящий с нами и на наших глазах, будет иметь такие же «незабываемые» последствия как конец Античности, который римляне за суетой Большого города заметили только после того, как у них «сломался» водопровод. Пережить это они не смогли и были абсорбированы луддитами в желтых жилетах парижского образца. Получается, что крушение нашего образа жизни мы почувствуем, когда нам отключат интернет. Или выборочно, самый «нужный» его сегмент – online игры, давно уже ставшие суррогатом гладиаторских зрелищ. После этого появится не просто свободное время, а свободное время у «людей лишних» (5/6 всего человечества), которые еще несколько лет назад смеялись над Uber.

Если перевести этот технологический оптимизм на язык экономической целесообразности, можно справедливо озадачится, кто станет покупателем, если за человеческий труд перестанут платить?

Отвечая на этот и многие другие вопросы, Михаил Хазин удивляет своих слушателей, приводя в пример Европу, которая смогла достигнуть объемов производства металлургической индустрии и кораблестроения Римской империи только в XIX веке. Примерно тогда же в Париже построили канализацию. Иными словами, прогресс НЕ линеен и только тогда удовлетворяет «грамотных пользователей», когда они превращаются в благодарных покупателей и обеспечивают тем самым очередной виток роста благосостояния элиты в согласованное время в определенном месте. При этом абсолютному большинству человечества электромобиль нужен точно также как русскому крестьянину холодильник, то есть никак. Потому что есть прекрасно работающий дизельной движок и погреб. Однако, в квартире на 6 этаже подпол невозможен, а самодвижущиеся повозки на топливной тяге перестанут выпускать, как в свое время прекратили выделывать швейные машинки «Zinger» с ножным приводом. Возможно поэтому практичные японцы еще в начале XXI века определили, что «лучшее изобретение» предыдущих 100 лет – лапша быстрого приготовления. На неё покупатель найдется даже в самый страшный кризис. Кстати, опрос проводился с помощью телефонов и интернета.