С 10 по 13 апреля на ВДНХ в павильоне 75 проходил Московский международный салон образования, самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий.
Во время прогулок по залам ММСО-2019, носящим имена Ушинского и Сухомлинского, Луначарского и Песталоцци, Аристотеля и Выготского, Коменского и Корчака, в моей голове время от времени звучала музыка гениального Модеста Мусоргского. Цикл фортепианных миниатюр «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского – признанный шедевр мирового музыкального искусства, написанный композитором в память о друге, художнике и архитекторе Викторе Гартмане. Посетив посмертную выставку рисунков, акварелей и архитектурных проектов Гартмана, композитор создал музыкальную «прогулку» по воображаемой картинной галерее. Не претендуя на лавры великого Мусоргского, приглашаю вас, уважаемые читатели, на виртуальную прогулку по павильону 75 Выставки достижений народного хозяйства.
Edutainment наступает по всем фронтам
Edutainment – термин, образованный из двух слов: education + entertainment (образование + развлечение). Чтобы понять, что edutainment на ММСО-2019 – основной тренд, достаточно было бросить беглый взгляд на названия стендов, среди которых преобладали разного рода и вида игровые лаборатории и игрохолдинги, игровые формы и форматы, игровые комплекты и технологии и т. д. Даже площадка «Мир профессий будущего» позиционировала себя в качестве информационно-игровой, а во время Всероссийского открытого урока «Наперегонки с будущим», организованного порталом «ПроеКТОриЯ» и Минпросвещения России и посвященного железным дорогам, самой бурной реакции школьников удостоились очки виртуальной реальности, в которых приглашенный в качестве модератора Антон Комолов погружался в железнодорожную тематику.
Сама по себе направленность на «эдьютеймент» не хороша и не плоха, поскольку давно известно: хорошо и плохо обучать детей можно как в игровой, так и в серьезной форме. Смущает другое: в стремлении во что бы то ни стало развлечь школьников часто не прослеживается задача научить. Во время панельной дискуссии, организованной порталом ActivityEdu, руководитель инженерного движения «Лига роботов», эксперт и руководитель регионального представительства Российской ассоциации образовательной робототехники Николай Пак точно сформулировал задачи школы: «научить думать» и «дать базовые, фундаментальные знания». Вот этого «научить думать» многим чрезвычайно занимательным игровым комплектам и форматам как раз и не хватает. Знакомясь на стендах с edutainment-продуктами, я всякий раз сожалел, что в мои школьные годы не было таких увлекательных игр, но как взрослый человек, преподававший в вузах технические дисциплины, хорошо понимал, что эти продукты мало что добавят в формирующуюся в школьные годы естественно-научную картину мира.
Подготовиться к ВПР, ЕГЭ и PISA
Российское образование ориентировано на регулярные тестирования, проверки и аттестации, поэтому нет ничего удивительного в том, что, помимо стремления экспонентов качественно и всесторонне развлечь школьников, прослеживается желание еще и подготовить их к всероссийским проверочным работам и государственной аттестации. Стенды с пособиями по подготовке к разнообразным проверкам и тестированиям находились, по моим наблюдениям, в зоне повышенного внимания посетителей.
Проходя мимо одной из площадок павильона 75, я внезапно услышал слова «периметр известен» и понял, что идет обсуждение решения математической задачи, но буквально через три минуты стало ясно: обсуждается подготовка школьников к решению задач, характерных для международного исследования PISA. Надо же, как быстро в России реагируют на соображения руководящих органов: мы совсем недавно проанализировали новый проект Рособрнадзора «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся», в котором речь идет о расчете «средневзвешенного места Российской Федерации в группе международных исследований» TIMMS, PIRLS и PISA, а на ММСО уже вовсю работают над улучшением этого показателя.
Организация круглых столов
В зале «Конфуций» 11 апреля проходил круглый стол, посвященный созданию в субъектах Российской Федерации опорных школ, ориентированных на выявление и обучение талантливых детей. Малая ли вместимость зала тому виной, авторитет фигуры спикера (заместителя министра просвещения Татьяны Синюгиной) или стремление организаторов устроить кулуарное обсуждение, но факт остается фактом: мест в зале не было даже для представителей прессы. 12 апреля в таком же маленьком зале «Коменский» состоялась презентация нового проекта Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности», на которую не смог попасть мой коллега. Будем надеяться, что в следующий раз интересы и права прессы будут учитываться и соблюдаться: мы пишем в том числе для читателей, не имеющих возможности посетить выставку образовательных достижений, но желающих быть в курсе современных трендов и происходящих событий.
Гуманитарии и научный прорыв
Никогда не разделял мнения о полном упадке и забвении гуманитаристики в России, хотя та же Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, утвержденная указом президента РФ, упоминает гуманитарные науки лишь как источник методологии для поиска путей решения научно-технологических задач. Научный руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян считает, что «сегодня во всем мире гуманитарное знание недооценено». Можно сказать, что ММСО-2019 подтверждает эту мысль, поскольку стендов, посвященных русскому языку, литературе, истории и иностранным языкам, в павильоне 75 было заметно меньше, чем площадок, имеющих непосредственное отношение к физике, математике и научно-техническому творчеству.
Как мы ранее сообщали, у министра просвещения РФ Ольги Васильевой в первый день ММСО-2019 спросили, согласна ли она с тем, что в условиях повышения популярности технических наук гуманитарное образование теряет свою актуальность и значимость. Ответ был абсолютно правильным: «Оно никогда не потеряет свою актуальность ни при каких условиях жизни страны и общества, потому что именно гуманитарное образование формирует личность». Будем ждать материального воплощения этой своевременной мысли.
Продолжение следует
В завершение первой части «Картинок с выставки» скажу, что далеко не все увиденное на ММСО вызвало у вашего корреспондента тревожную реакцию. Следите за анонсами: материал «Картинки с выставки. Часть вторая (оптимистичная)» вскоре последует.
Фотоотчет нашего корреспондента о Московском международном салоне образования можно посмотреть здесь.
Оригинальная статья размещена здесь.