Найти в Дзене

Конкурентное преимущество Telegram - сам Павел Дуров

Пользователи Telegram почти не заметили, как прошел первый год блокировки мессенджера. За это время "тележка" показала стабильный рост числа пользователей и проявила любопытную тенденцию - как только где-то возникает политическая нестабильность, учащаются сбои в массовых социальных сетях или их отключения по приказу правительства, резко возрастает число скачиваний Telegram. Он становится ресурсом, к которому прибегают, когда всё остальное перестает работать. Приятно, конечно, что у платформы подобная репутация, но время нынче такое, что лучше бы скачать заранее.

Сегодня у Telegram больше 200 млн активных пользователей. Не так много, как у Facebook, Viber или Whatsapp, но конкуренция мессенджеров не ограничивается аудиторией. Вообще, вся история жизни людей эпохи Интернета идет по пути непрерывного процесса сегментирования и обособления больших и малых групп пользователей. Многие помнят не очень давние времена, когда не было ни мессенджеров, ни соцсетей, а количество сайтов измерялась немногими сотнями. Это было время небольшой и единой сети, которой пользовалась довольно однородная категория технически продвинутых энтузиастов.

Потом появились форумы и узлы FTP, где жили те же самые энтузиасты, но разделившись на различные отрасли знания и по интересам. Постепенно форумов становилось все больше, и они вовлекали не только IT-шников, появлялись площадки на самые разные темы.

Вехами стали 1996 год - появление ICQ и 2004-й - Facebook. Они превратили общение из технически замысловатого процесса в игру. Но скорость сетей все еще не позволяла этой игре увлечь широкие массы.

Мир социальных коммуникаций изменило появление массового широкополосного доступа, смартфонов и быстрых мобильных сетей. Только после этого в Facebook стали бурно плодиться тематические сообщества, возникли альтернативные платформы в других странах и в самих Штатах, хотя попытку Google поиграть на поле Цукерберга считать успешной никак не получается. ICQ тоже ещё жив, несмотря на то, что за годы, прошедшие с момента рождения, появилось еще полтора десятка платформ для соцсетей и сотни месенджеров.

В 2013 году пришел Telegram. Но и он не “убил” никого из своих прямых конкурентов. Все работают как и прежде, и кажется, даже не потеряли аудиторию. Пользователи Telegram не убежали из WhatsАpp или Facebook messenger, в большинстве своем они пользуются сразу несколькими инструментами, применяя их избирательно для решения конкретных задач или страхуясь от перебоев.

Год назад по данным статистической службы @aboutSMM, использование других сервисов российскими пользователями Telegram выглядело так : VK — 71%, WhatsApp — 56%, Viber — 30%

Но тогда для чего им Telegram?

Быстродействие? - У конкурентов примерно такое же, во всяком случае разница не критична.

Поддержка каналов с большой аудиторией? - Тоже неоднозначно. Viber поддерживает каналы с числом абонентов до миллиарда. Куда уж больше?

Достоверность информации? - Очень спорно. Конечно, одним из главных распространителей фейков сегодня называют Facebook (ну так там и пользователей - 2 миллиарда). Но разве можно сказать, что Telegram пользуются только честные и порядочные? Увы, нет. Люди везде одинаковы.

Удобство использования. Тут, пожалуй, дуровский продукт смотрится неплохо. В “голом” виде, правда, месенджер не впечатляет, но дополнительные сервисы и сторонние программные средства превращают его в удобный инструмент для применения в бизнесе и медиа.

Независимость. А вот отсутствие явных признаков сотрудничества Telegram с властями в части цензуры или поиска инакомыслящих, на мой взгляд, может быть основной причиной роста его аудитории. Нет, с детской порнографией или торговлей наркотиками он борется как и все, но при этом не берет на себя функции судьи в вопросах политики, расовых, религиозных или культурологических темах.

Похоже, что несмотря на примерно схожий набор функций, пользователи "разбегаются" по платформам, руководствуясь не только их техническими характеристиками. Процесс сегментирования носит, скорее, характер мировоззренческого, социального и психологического выбора. Не платформы заманивают пользователей, а большие социальные группы, стихийно формирующиеся по признакам образования, достатка, экономической независимости, уровня культуры, сами занимают и осваивают подходящие им платформы. Как следствие, происходит перераспределение, миграция "сетевого населения" - одни себя комфортно чувствуют в Vk или Одноклассниках, другим легче найти единомышленников в Fb, кого-то вполне устраивают новости, подаваемые Яндексом, а другие заглядывают в Twitter и мониторят Telegram.

В  последнее время, стали, например говорить, что Facebook теряет популярность. Очень может быть. Для многих он был не столько средством общения, сколько удобным и оперативным способом получения новостей. Но эту функцию все активнее забирают месенджеры. Кроме того, не нужно недооценивать и “любовь” народных масс к правителям и цензорам. Выступая как носитель совершенно определенного мировоззрения, Цукерберг легко прогибается под требования государственных органов, под диктат общественных группировок и подстраивает под них свою компанию. Практически так же ведут себя руководители других больших сетей. А это значит, что часть пользователей будет обращаться к тем ресурсам, где их аккаунт не будет заблокирован за публикацию фотографии брюссельского "Писающего мальчика", новости из очередной "горячей точки" или упоминание "Трех поросят".

Так и пришли 200 миллионов в Telegram. Не очень много, но зато аудитория другого качества.

Конечно, может случиться, что в какой-то момент Павел Дуров решит изменить информационный курс. Ради денег или в результате силового и политического давления. Все возможно. В этот момент возникнет новая развилка: кто-то останется телеграмщиком, а кто-то пойдет искать подходящую его взглядам новую площадку.

А пока этого не произошло, сам Дуров остается главным конкурентным преимуществом Telegram'а.