Как относиться к интерпретациям знаменитых произведений — дело личное, но я постараюсь развеять пелену негодования и предрассудки по этому поводу.
Уверен, ты и сам сталкивался не раз с неудачными творениями кинематографа, которые являются экранизациями книг или других видов произведений.
К примеру, провальная «Тёмная башня» 2017 (по циклу книг Стивена Кинга) с Мэттью Макконехи и Идрис Эльба в главных ролях. Проблема была в том, что многое из книг было просто выброшено, а история перековеркана. Хронология, составляющая около полутора часов, вместила лишь часть скелета истории, на которой базируется фильм. В итоге — жалкие сборы, отрицательные отзывы и крест на продолжении. Многие фанаты творения Короля ужасов хейтили картину всеми возможными способами, потому что она, действительно была настолько плоха. А обычные зрители, не особо читающие Кинга, вообще не вникли в суть.
Это произошло, потому что история очень скудно раскрыта, возможно, по причине того, что треть фильма была вырезана на стадии монтажа. Однако, думаю, это не сыграло бы существенной роли.
Если уж и браться за экранизацию произведения, то делать это надо кропотливо и с умом.
Возьмём более успешный пример — «Оно» 2017. Лента адаптирована куда лучше, хотя тоже упускает достаточное количество событий, которые стоило бы упомянуть, но некоторые появились лишь в виде камео. Ко всему прочему, сюжет первой части, где главные герои были ещё детьми, разворачивается не в конце 50-х, как в книге, а в 80-х. Ну а события сиквела будут происходить спустя 27 лет, то есть примерно в наше время.
И ещё одна экранизация — «Первому игроку приготовиться» 2018. Книга изрядно нашумела в 2011 году, когда вышла и теперь является святым Граалем для фанатов поп-культуры восьмидесятых. Автор, Эрнест Клайн, совместно со сценаристом Заком Пенном написал сценарий для фильма. Прошло некоторое время, и режиссёром выступил легендарный Стивен Спилберг, который, кстати, упоминается в книге.
Данный пример можно назвать идеальной интерпретацией, так как картина является таким же видением Клайна, как и оригинал. В добавок к этому, Спилберг обожает видеоигры, фильмы, музыку 80-х годов, которые стали для него ностальгическими. Над фильмом работали истинные фанаты, поэтому фильм стал таким обсуждаемым и очень успешным.
И, наверное, частый вопрос, который задают себе многие: Посмотреть сначала фильм или прочитать книгу?
Когда мы смотрим адаптацию книги, мы наблюдаем, по большей части, виденье режиссёра и сценаристов. Сюжет в любом случае будет затрагивать основные события книги, поэтому что-то вы всё равно уже будете знать о истории. Но отмечу тот факт, что не всегда экранизация следует по намеченному плану сюжета и показывает такую же концовку. Есть фильмы, снятые по мотивам книги, то есть главная идея, проблематика взята, как базис, а остальное заменено.
Не стоит бояться спойлеров, но и не надо лесть на рожон. Главная причина, по которой сначала читают книгу, а потом смотрят фильм — спойлеры. Люди боятся, что, когда они будут читать произведение, им будет попросту неинтересно. Относитесь к этому проще и выбирайте фильмы с умом, чтобы не попасть уж совсем в такое положение, что вы будете знать почти всё, но впечатление от книги вы не получите, потому что чтение вам наскучит.
Приведу примеры разочарований от экранизаций из своей жизни. «Сияние» Стэнли Кубрика. Сначала я прочитал книгу и остался под очень большим впечатлением. посмотрев после этого фильм, я был малость разочарован, так как его так расхваливали и считали культовым кино. Я также боялся спойлеров, но их там попросту не оказалось, то есть по существу я узнал бы лишь 15 процентов книги. Картина разительно отличается от Кинга и представляет собой взгляд режиссёра на данную историю, то, как бы он хотел её видеть сам.
Ещё пример — серия фильмов о Джеймсе Бонде с Шоном Коннери. Прочитав несколько произведений об агенте британской разведки под кодовым шифром 007 такие, как «Шаровая молния», «Голдфингер», «Бриллианты навсегда», «Из России с любовью», «Проект Мунрейкер», «Доктор Ноу», я поспешил просмотреть самые первые экранизации полюбившихся детективов Яна Флеминга. Разочарование заключалось в том же самом.
Не бойтесь спойлеров, смотрите в своё удовольствие, а потом спокойно читайте.
Автор: Александр Энгельгардт