В ближайшее время мы окунёмся в атмосферу Берлина середины 1920-х годов и посмотрим, как одеты героини романов Владимира Набокова "Машенька", "Король, Дама, Валет" и "Камера обскура".
Начнем с "Машеньки" - это первый роман Набокова. Основное действие его происходит в Берлине в 1924 году в эмигрантской среде. В романе всего две молодые героини - Клара и Людмила. С Машенькой герой так и не видится...
"Клара, полногрудая, вся в черном шелку, очень уютная барышня, знала, что ее подруга бывает у Ганина". Клара работает машинисткой: весь день стучит по клавишам ремингтона, а если дела нет - читает бесстыдно растрепанную книжку, одолженную у сослуживиц. Кларе вот-вот стукнет 26 лет, она совершенно одна в Берлине, и очень тяготится своим одиночеством.
В отличие от фабричных работниц, офисные барышни чаще всего носили не юбки с блузами, а платья. Чаще всего это были модели с длинными рукавами, а черный шелк был просто в большой моде. В черном шелковом платье появляется даже героиня А. Толстого из рассказа "Гадюка". На интернет-аукционах при поиске "повседневное платье 1920-х" две трети найденных лотов приходятся на черный цвет. И только треть - платья прочих цветов. Нельзя отрицать тут влияние Габриэль Шанель, как раз в это время введшей в моду маленькое черное платье.
Надо отметить, что "уютная и полногрудая" барышня - вовсе не тот типаж, который был моден в 1920-х. Клара и не стремится быть модной. Рядом с Людмилой - крашеной в блонд и умело кокетничающей - Клара кажется выходцем из той, навеки утерянной эпохи, к которой относятся воспоминания Ганина о Машеньке.
К 1924-25 годам в моде воцаряется тот силуэт, который мы с вами привыкли ассоциировать в "ревущими двадцатыми". Линия груди и линия талии не подчеркиваются. Основной акцент приходится на линию бёдер, куда опускается талия. Длина платья - рекордно-короткая: едва прикрыто колено. Горловина может быть самой разной, а так же самыми разными могут быть воротнички, галстучки, ленты вокруг нее.
К сожалению, Набоков не даёт описания платьев Людмилы. Однако мы понимаем, что она совсем не похожа на Клару. Это подвижная и предприимчивая девушка, выставляющая напоказ как свой личный опыт, так и свои довольно интимные переживания. Людмила - следуя общей моде на юных милых созданий - частенько разыгрывает девочку или "обиженную маркизу".
Людмила носит "поросячьего цвета чулки". Их автор отмечает наравне с желтой модной шевелюрой и накрашенными "до лилового лоску губами".
Чулки в 1920-х - в эпоху коротких юбок и открытых ног - стали как никогда актуальны. Производители изощрялись в подборе палитры модных цветов. Из актуальных новинок - в продаже появились чулки телесного цвета, имитирующие голые ноги. Вот это считалось особенно модным и... непристойным!
Поросячий розовый, скорее всего, второй сверху. А что касается платья, то одно новое Людмила совершенно точно собиралась заказывать модистке.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Мода в книгах", мне приятно :-)