Их семь. От каждой из них я взял нечто особенное для себя. Все они оказали влияние на мою жизнь. Среди множества людей, с которыми сводит меня судьба, эти женщины сияют как звезды.
«Уважай других». Мама, актриса Татьяна Васильева-Гулевич
Самый дорогой, самый добрый и самый любящий человек в моей жизни -- это моя мама. Я знаю, что бывает и по-другому -- из рассказов знакомых и из литературы. Но у меня все сложилось именно так. Мама была актрисой. Элегантная, красивая, она любила поэзию, цветы, изящные старинные вещи, ценила людей и могла разговаривать одинаково мягко и с дворничихой, и с принцессой крови. Всегда находила для собеседника добрые слова, никогда не заискивала ни перед кем. Спокойно и доброжелательно воспринимала все особенности людей. Она всегда пила по утрам за завтраком чай, папа -- кофе с молоком. Даже в подобной мелочи ничьи интересы не ущемлялись. У мамы и у папы были личные библиотеки. Я просил у мамы книги из ее библиотеки, она мне никогда не отказывала. Но я навсегда усвоил, что есть свое и чужое.
От мамы я взял толерантность. Надо приспосабливаться друг к другу, уважать чужие границы, никому не навязывать свои правила. Когда я разговариваю с разными собеседниками, то меняю стиль поведения и речи. Люди разные, и то, что поймет один, окажется непонятным другому. Но я никогда не меняюсь сам. Есть правила общения, которым я всегда верен. Я никогда вслух не произнес ни одного матерного слова. Про себя я ругаюсь матом. Но вслух -- никогда. Это моя особенность. Иногда очень хочется. Но даже тихо-тихо я не позволяю себе этого.
«Всегда надо держаться». Балерина Майя Плисецкая
Дива балета, женщина удивительно творческая, она удивляла нас при жизни и продолжает удивлять после смерти. В завещании Майя написала о себе и муже: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией». Не захотела она ни отпевания в Большом театре, ни Новодевичьего кладбища. Майя Михайловна была кремирована в интимном семейном кругу в пригороде Мюнхена в мае 2015 года...
Ее отец был расстрелян в 1938-м, мать сослали в лагеря Казахстана. Майя воспитывалась у своей родной тетки, примы Большого театра Суламифи Мессерер. До пенсии Плисецкую не выпускали из страны -- боялись, что она, как Нуриев, станет «невозвращенкой». Майя все перенесла гордо и спокойно. Не сломалась. Она была стойким человеком и гениальной балериной ХХ века.
Пример Плисецкой показывает: нельзя сдаваться ни при каких условиях. Я борюсь за свою молодость, за творчество, за место под солнцем. Слава пришла ко мне в пятьдесят лет, когда я появился на экране телевизора в ежедневной программе «Модный приговор». В этом возрасте театральные актеры уходят со сцены, кинозвезды завершают карьеру. А у меня -- взлет! И что любопытно: почти никто не спрашивает, где и как и провел первые пятьдесят лет своей жизни. А ведь я написал много книг, оформлял спектакли в 25 странах мира. Оказывается, это мало кого интересует. Возник откуда-то, и ладно. Каждый год я открываю в Риге новую выставку платьев из моей коллекции -- уже 10 лет подряд. Люди встречают меня на улицах Старого города и спрашивают: «Как вам нравится наша Рига? Вы же у нас в первый раз?» Они не помнят моих ежегодных выставок, регулярных лекций, презентаций и выступлений. И это немного грустно. Но ничего не поделаешь! Каждый день приходится напоминать о себе, строить свой образ, играть роль Александра Васильева. Некоторые вещи начинать сначала, некоторые -- постоянно повторять. Фазы счастья и несчастья, богатства и бедности, здоровья и нездоровья сменяют друг друга. Надо держаться.
«Предавайся увлечениям со всей душой». Певица Галина Вишневская
Галина -- особенный персонаж, по непримиримости и яркости перекликается с Плисецкой. Обе -- дивы, обе -- с сильным характером. Но Вишневская, в отличие от Плисецкой, безумно страстная в личной жизни. Более страстной скупщицы антиквариата я никогда не встречал. Она отдавала на аукционах сумасшедшие суммы за прелестные творения императорской России. Однажды я спросил, стоила ли вещица таких трат. Галина Павловна ответила: «Вы не видели, кто за нее со мной торговался! Я не могла допустить, чтобы такая вещь досталась такому противному человеку!» На моих глазах ее парижская квартира заполнялась фарфором Императорского завода, зеркалами и бронзовыми канделябрами, шторами из Зимнего, предметами сервиза Елизаветы Петровны. Ее страсть была оценена: российский олигарх Алишер Усманов купил всю ее коллекцию за 60 миллионов евро.
Я увлекся антиквариатом раньше, чем познакомился с Галиной Вишневской, но тормоза убрала именно она. Предаваться увлечениям со всей душой -- это ее завет. Когда у меня в голове начинает звучать суровый внутренний голос: «Хватит покупать платья, у тебя уже десять тысяч платьев. Достаточно!», ему отвечает невесть откуда властный голос Вишневской: «Нет, недостаточно! Покупай еще!»
«Хочешь не хочешь -- а работай, и все получится». Эвелина Хромченко
Женщина с особым шармом, знающая себе цену и умеющая себя подать, постоянно работает над собой. Она никак не связана от рождения с миром моды. Папа -- комсомольский работник, потом -- экономист, мама -- учительница. Образ иконы стиля родился сам собой. В молодости Эвелина была невысокой девушкой с темными пышными волосами. А теперь перед нами стройная блондинка. Даже высокая -- от умелой подачи себя. Мы вместе с нею ведем программу «Модный приговор».
Эвелина поражает окружающих своей работоспособностью. Она почти не спит! Прилетела из Нью-Йорка, тут же отправилась в Останкино и рассказывает про юбку-карандаш. Всегда уравновешенная, элегантная и уверенная в себе.
Я могу сравнить Эвелину Хромченко с балериной Патрицией Нири -- примой труппы великого Баланчина, его любовницей, наследницей и совладелицей его постановок. Ей 76, и она восстанавливает эти балеты во всем мире. Без перерыва. До 12 балетов в год. Я видел ее расписание. «Веллингтон -- восстановление «Аполло» Баланчина, с 4 февраля по 5 марта. Лос-Анджелес – «Драгоценности», с 6 марта по 4 апреля». Далее -- Париж, Лондон... И только с 25 декабря по 1 января дома. Как Эвелина!
И когда обломовская лень меня посещает, я говорю себе: «А Эвелина уже сидит за компьютером и что-то пишет!» Сразу ощущаю прилив сил и принимаюсь за дело. Меня иногда спрашивают, не конкуренты ли мы с Эвелиной, раз мы вместе говорим про моду и показываемся на телеэкране. Нет, не конкуренты, у нас разные профессии, Эвелина -- эксперт в моде, она дает советы, читает лекции, написала книгу. А я историк моды, делаю выставки по всему миру, провожу семинары и вебинары, издал более 30 книг.
Продолжение ЗДЕСЬ⤵️
Беседовала Галина Панц-Зайцева
(с) "Лилит"