Найти тему
Журнал не о платьях

"Чему меня научили главные женщины моей жизни". Историк моды Александр Васильев

Оглавление

Фото из личного архива Александра Васильева
Фото из личного архива Александра Васильева

Их семь. От каждой из них я взял нечто особенное для себя. Все они оказали влияние на мою жизнь. Среди множества людей, с которыми сводит меня судьба, эти женщины сияют как звезды.

«Уважай других». Мама, актриса Татьяна Васильева-Гулевич

Самый дорогой, самый добрый и самый любящий человек в моей жизни -- это моя мама. Я знаю, что бывает и по-другому -- из рассказов знакомых и из литературы. Но у меня все сложилось именно так. Мама была актрисой. Элегантная, красивая, она любила поэзию, цветы, изящные старинные вещи, ценила людей и могла разговаривать одинаково мягко и с дворничихой, и с принцессой крови. Всегда находила для собеседника добрые слова, никогда не заискивала ни перед кем. Спокойно и доброжелательно воспринимала все особенности людей. Она всегда пила по утрам за завтраком чай, папа -- кофе с молоком. Даже в подобной мелочи ничьи интересы не ущемлялись. У мамы и у папы были личные библиотеки. Я просил у мамы книги из ее библиотеки, она мне никогда не отказывала. Но я навсегда усвоил, что есть свое и чужое.

Фото из личного архива Александра Васильева
Фото из личного архива Александра Васильева

От мамы я взял толерантность. Надо приспосабливаться друг к другу, уважать чужие границы, никому не навязывать свои правила. Когда я разговариваю с разными собеседниками, то меняю стиль поведения и речи. Люди разные, и то, что поймет один, окажется непонятным другому. Но я никогда не меняюсь сам. Есть правила общения, которым я всегда верен. Я никогда вслух не произнес ни одного матерного слова. Про себя я ругаюсь матом. Но вслух -- никогда. Это моя особенность. Иногда очень хочется. Но даже тихо-тихо я не позволяю себе этого.

«Всегда надо держаться». Балерина Майя Плисецкая

Дива балета, женщина удивительно творческая, она удивляла нас при жизни и продолжает удивлять после смерти. В завещании Майя написала о себе и муже: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией». Не захотела она ни отпевания в Большом театре, ни Новодевичьего кладбища. Майя Михайловна была кремирована в интимном семейном кругу в пригороде Мюнхена в мае 2015 года...

Ее отец был расстрелян в 1938-м, мать сослали в лагеря Казахстана. Майя воспитывалась у своей родной тетки, примы Большого театра Суламифи Мессерер. До пенсии Плисецкую не выпускали из страны -- боялись, что она, как Нуриев, станет «невозвращенкой». Майя все перенесла гордо и спокойно. Не сломалась. Она была стойким человеком и гениальной балериной ХХ века.

Фото из личного архива Александра Васильева
Фото из личного архива Александра Васильева

Пример Плисецкой показывает: нельзя сдаваться ни при каких условиях. Я борюсь за свою молодость, за творчество, за место под солнцем. Слава пришла ко мне в пятьдесят лет, когда я появился на экране телевизора в ежедневной программе «Модный приговор». В этом возрасте театральные актеры уходят со сцены, кинозвезды завершают карьеру. А у меня -- взлет! И что любопытно: почти никто не спрашивает, где и как и провел первые пятьдесят лет своей жизни. А ведь я написал много книг, оформлял спектакли в 25 странах мира. Оказывается, это мало кого интересует. Возник откуда-то, и ладно. Каждый год я открываю в Риге новую выставку платьев из моей коллекции -- уже 10 лет подряд. Люди встречают меня на улицах Старого города и спрашивают: «Как вам нравится наша Рига? Вы же у нас в первый раз?» Они не помнят моих ежегодных выставок, регулярных лекций, презентаций и выступлений. И это немного грустно. Но ничего не поделаешь! Каждый день приходится напоминать о себе, строить свой образ, играть роль Александра Васильева. Некоторые вещи начинать сначала, некоторые -- постоянно повторять. Фазы счастья и несчастья, богатства и бедности, здоровья и нездоровья сменяют друг друга. Надо держаться.

«Предавайся увлечениям со всей душой». Певица Галина Вишневская

Галина -- особенный персонаж, по непримиримости и яркости перекликается с Плисецкой. Обе -- дивы, обе -- с сильным характером. Но Вишневская, в отличие от Плисецкой, безумно страстная в личной жизни. Более страстной скупщицы антиквариата я никогда не встречал. Она отдавала на аукционах сумасшедшие суммы за прелестные творения императорской России. Однажды я спросил, стоила ли вещица таких трат. Галина Павловна ответила: «Вы не видели, кто за нее со мной торговался! Я не могла допустить, чтобы такая вещь досталась такому противному человеку!» На моих глазах ее парижская квартира заполнялась фарфором Императорского завода, зеркалами и бронзовыми канделябрами, шторами из Зимнего, предметами сервиза Елизаветы Петровны. Ее страсть была оценена: российский олигарх Алишер Усманов купил всю ее коллекцию за 60 миллионов евро.

Фото из личного архива Александра Васильева
Фото из личного архива Александра Васильева

Я увлекся антиквариатом раньше, чем познакомился с Галиной Вишневской, но тормоза убрала именно она. Предаваться увлечениям со всей душой -- это ее завет. Когда у меня в голове начинает звучать суровый внутренний голос: «Хватит покупать платья, у тебя уже десять тысяч платьев. Достаточно!», ему отвечает невесть откуда властный голос Вишневской: «Нет, недостаточно! Покупай еще!»

«Хочешь не хочешь -- а работай, и все получится». Эвелина Хромченко

Женщина с особым шармом, знающая себе цену и умеющая себя подать, постоянно работает над собой. Она никак не связана от рождения с миром моды. Папа -- комсомольский работник, потом -- экономист, мама -- учительница. Образ иконы стиля родился сам собой. В молодости Эвелина была невысокой девушкой с темными пышными волосами. А теперь перед нами стройная блондинка. Даже высокая -- от умелой подачи себя. Мы вместе с нею ведем программу «Модный приговор».

Эвелина поражает окружающих своей работоспособностью. Она почти не спит! Прилетела из Нью-Йорка, тут же отправилась в Останкино и рассказывает про юбку-карандаш. Всегда уравновешенная, элегантная и уверенная в себе.

Фото из личного архива Александра Васильева
Фото из личного архива Александра Васильева

Я могу сравнить Эвелину Хромченко с балериной Патрицией Нири -- примой труппы великого Баланчина, его любовницей, наследницей и совладелицей его постановок. Ей 76, и она восстанавливает эти балеты во всем мире. Без перерыва. До 12 балетов в год. Я видел ее расписание. «Веллингтон -- восстановление «Аполло» Баланчина, с 4 февраля по 5 марта. Лос-Анджелес – «Драгоценности», с 6 марта по 4 апреля». Далее -- Париж, Лондон... И только с 25 декабря по 1 января дома. Как Эвелина!

И когда обломовская лень меня посещает, я говорю себе: «А Эвелина уже сидит за компьютером и что-то пишет!» Сразу ощущаю прилив сил и принимаюсь за дело. Меня иногда спрашивают, не конкуренты ли мы с Эвелиной, раз мы вместе говорим про моду и показываемся на телеэкране. Нет, не конкуренты, у нас разные профессии, Эвелина -- эксперт в моде, она дает советы, читает лекции, написала книгу. А я историк моды, делаю выставки по всему миру, провожу семинары и вебинары, издал более 30 книг.

Продолжение ЗДЕСЬ⤵️

Беседовала Галина Панц-Зайцева

(с) "Лилит"