Найти тему
VRadosti

Конан-варвар - символ героического фэнтези

Выход игры Conan Exiles, безусловно, повысил интерес к могучему воину родом из Киммерии — одной из стран Хайборийской эры истории человечества. Выдуманная свыше восьми десятилетий назад Робертом Ирвином Говардом, эпоха суровых представлений о добре и зле, со своим кодексом чести и своей правдой жизни, полюбилась многим, и до сих пор не просто пользуется огромной популярностью, но и развивается. Конан-варвар давно уже шагнул с книжных страниц в комикс-издания, на экраны телевизоров, даже на столешницы – ристалища настольных игр. В этой статье, не претендующей, конечно, на исчерпывающие сведения, мы постараемся рассмотреть все эти отдельные миры одной большой «Конан-вселенной», ну а начнем рассказ с личности творца самого известного варвара.

Боб с двумя пистолетами

К созданию самого яркого и запоминающегося своего героя Роберт Говард приступил всего за несколько лет до трагической гибели, набив к тому времени руку написанием историй, в том числе и про таких предшественников киммерийца, как Кулл и Бран Мак Морн. Писавший для непритязательной аудитории палп-журналов один из родоначальников героического фэнтези не только подстраивался под ее вкусы, но и вносил в создаваемые образы сильных личностей идеальные представления о себе самом. Говард родился и всю жизнь прожил в Техасе — в те годы этот штат еще являлся западным американским приграничьем. Писатель с юности питал слабость к оружию, высоко ставил развитое, физически крепкое тело и тренировками добился того, что и сам стал в некотором роде «горой мышц», был неплохим наездником и отлично боксировал. Тем не менее, Говард понимал необходимость гармоничного развития личности, что отразилось и в цикле произведений о Конане.

-2

Если копнуть чуть глубже, в истоках истории о неустрашимом воине и авантюристе обнаружится роман воспитания: варвар Говарда не застывший тип дуболома. Он растет, приходит к осознанию того, что мало всех победить и сесть властвовать. Что он, принимая власть, принимает и ответственность за судьбы подданных. Писавшие о Конане после Говарда от подобного психологического реализма в большинстве отходили, но это и понятно: писать о всё новых приключениях можно лишь тогда, когда главный герой преимущественно воин, который в пути к своей цели.

Дух сурового индивидуализма, пронизывающий всю сагу, особенно если его еще и намеренно выдвигать на первый план, иногда был поводом для нелепых обвинений чуть ли не в фашизме, благо что не самого автора, скорее — атмосферы вселенной. В действительности сам Говард был приверженцем вполне либеральных, в их классическом понимании, ценностей и ценил такую свободу, которая не добивалась бы своего за счет других. Полемизируя в письмах с Лавкрафтом, отстаивавшим крайний консерватизм и необходимость аристократического подбора «особо достойных», он резонно указывал на то, что в таком случае неизбежна кастовость, приводящая к тирании одних над другими. Индивидуализм был для него лишь средством отстоять свое Я, никак не целью, и это отразилось в созданных им героях.

Что же до такой их черты, как бесстрашие и готовность рискнуть, играючи, жизнью, то это тоже личное, пусть подобное и характерно для жанра. Говард еще подростком романтизировал самоубийство, а с возрастом стал бравировать тем, что может его совершить. Он покончил с собой, когда врачи сообщили ему, что его мать не выйдет из комы, но, конечно, сваливать все на «Эдипов комплекс», как это делали многие позднейшие комментаторы, просто смешно.

-3

Пиршество букв

История становления канонов такого жанра, как героическое фэнтези, окажется особенно любопытна, если задуматься над тем, что «инкубаторами» для него служили дешевые журнальчики, жившие с продаж каждого отдельного номера и потому заботившиеся прежде всего о том, чтобы их купили. Встречают по обложке — и, например, редактор Weird Tales Ф. Райт чуть ли не опытным путем установил, что полуобнаженные девицы с невинными глазами и в страшной беде привлекают внимание покупателей. Таким образом, путь на обложку открывало именно наличие подобных душещипательных сцен в тексте, и писатели это знали, потому и старались, ввести в рассказ или повесть «спящую красавицу», которую герой бы спасал, пусть даже и мимоходом. Все это смотрелось жутко картонно, зачастую только забивало место в тексте, но, тем не менее, вошло в канон и по-прежнему использовалось, даже когда книжный рынок стал лояльнее относиться к «низкопробному чтиву».

Сам Говард, если считать и черновики, дописанные уже после его смерти (Спрэг де Кампом, в основном), написал чуть больше, чем три десятка произведений о Конане. Часть из них очевидно использовала прежние, не только сквозные, идеи автора: писал он много, часто в ущерб качеству, правда ему это обычно прощали. Большинство рассказов подходят под определение «солдатских баек у костра»: пересказ отдельного эпизода, какой-нибудь авантюры, и сам писатель целенаправленно был против выстраивания их в хронологической последовательности. Тем не менее, он сочинил-таки истории Хайборийской эры, из которой ясно, что почти все крупнейшие государства древности и современности послужили прототипами стран Хайбории. При этом где-то в одно время с написанием этой работы Говард писал роман «Час дракона», в котором впервые рассматривалась предшествовавшая Ахеронская эпоха, вносящая некоторую путаницу в хронологию, только усиленную последователями. Однако главное — яркий, лоскутный мир был создан, и он прекрасно подходил для того, чтобы представлять читателю разного Конана в зависимости от предпочтений берущихся писать о нем.

-4

Роберт Джордан, писавший о Конане в начале 80-х, любил добавлять к похождениям киммерийца мистики, а Джон Робертс часто изображал Конана эдаким «солдатом удачи» своего времени, не особо озабоченным судьбами мира. Напротив, у Леонарда Карпентера наряду с «игрой за самого себя» находится место интригам на высшем государственном уровне, ну а атмосфера weird эпохи 30-х всего лучше сохранена у того же де Кампа и Лина Картера. Все упомянутые авторы издавались в сериях «Сага о великом воине» и «Сага о благородном варваре» в середине 90-х «Азбукой» (тогда это еще был холдинг с «Террой»). Такое это было время, когда активно переводили прежде недоступное, так что коллекционерам стоит иметь в виду именно эти серии: они, конечно, неполные, но ничего более масштабного по вселенной Конана предпринято уже точно не будет.

На экране

Поскольку полнометражные фильмы со Шварценеггером хорошо известны, мы не будем вспоминать о них, а поговорим о телевидении — мультсериалах Conan: The Adventurer (1992), Conan and the Young Warriors (1994), а также о сериале Conan: The Adventurer (1997).

Телевизионный сериал, как водится, был настолько бюджетен, что одни и те же локации, напоминавшие скорее разросшиеся села, чем города, выдавались за разные селения Хайбории, а отсутствие толкового визуального зрелища (поролоновые монстры!) и внятного сквозного сюжета было неуклюже скомпенсировано как бы RPG-шной партией главного героя. В нее вошли карлик, немой акробат и «танк» — с потугами на разные стили боя. При этом сам Конан (в исполнении Ральфа Меллера) вышел каким-то совсем уж альтруистом, к которому характеристику «варвар» и применить как-то не получается. Так что лучшим в сериале оказалось обилие дам, которых постоянно спасают, но которые все равно часто погибают — нет хэппи-эндам!

Далее читайте здесь

Также читайте нашу статью об истории киносерии "Робокоп"