Как известно, легенда гласит, что Рим был основан 21 апреля 753 года до Рождества Христова (та самая история про Ромула, Рема и вскормившую их Капитолийскую волчицу). По этому прекрасному поводу серию #музейпопонедельникам торжественно открывает одна из римских достопримечательностей – Вилла Фарнезина. К Древнему Риму она, впрочем, имеет весьма отдаленное отношение (когда-то на этом месте располагалась резиденция зятя императора Августа), зато напрямую связана с другой восхитительной вехой в жизни этого города – Ренессансом.
Кто такой Агостино Киджи?
Вилла была возведена в 1506-1511 годах по заказу Агостино Киджи – сиенца из семьи купцов, переквалифицировавшихся в банкиры. Дела у Агостино шли прекрасно: среди должников его банка значились Чезаре Борджиа (скандально известный сын тогдашнего скандально известного папы Римского Александра VI), Пьеро Медичи (отец Лоренцо Великолепного, прославленного покровителя искусств эпохи Возрождения и главы Флорентийской республики), Гвидобальдо де Монтефельтро (герцог Урбинский, меценат и гонфалоньер, покровитель Рафаэля Санти), и даже сам Карл VIII (король Франции из династии Валуа). Личная жизнь Агостино Киджи тоже била ключом. После смерти его первой жены он начал добиваться руки Маргериты Гонзага, дочери влиятельного маркиза Мантуи. Получив отказ, Киджи увлекся самой знаменитой и пленительной куртизанкой того времени – Империей, но и этот роман продлился недолго. Однако за время их связи Империя несколько раз позировала Рафаэлю, которым восхищался Агостино. Расставшись и с ней, банкир познакомился с Франческой Ордеаски (судя по всему, тоже куртизанкой) и влюбился без памяти. Некоторое время они просто жили вместе, но в итоге он все-таки женился на ней. На свадебный пир гостей созвали в недавно отстроенную виллу Киджи, которой суждено было остаться в веках под именем вилла Фарнезина.
Строительство своей прекрасной виллы на правом берегу Тибра Агостино Киджи поручил архитектору и художнику Бальдассаре Перуцци, который разработал новаторский проект, умело сочетая ренессансные тенденции и аллюзии на античные римские палаццо.
Интерьер виллы Киджи
Бальдассере Перуцци успел приложить руку (точнее, кисть) и к интерьерам виллы. Именно он работал над фресками с подвигами Геракла в Комнате Фризов, которая предназначалась для приема гостей и важных церемоний; выполнил ряд фресок в Лоджии Галатеи, где изобразил гороскоп Агостино; и украсил Зал Перспектив (в котором, кстати, и состоялось свадебное торжество) фресками-обманками – колоннами и видами, создававшими иллюзию открытого пространства. Такой подход был очень в античном духе – судя по фрескам в помпейских виллах, местные художники тоже этим увлекались.
Помимо Перуцци над росписями трудились Джованни Бацци (он же Содома) и Себастьяно Лучани (он же Себастьяно дель Пьомбо), который стал автором изображений, вдохновленных «Метаморфозами» Овидия. Талант Лучани, кстати, так поразил Киджи, что он сам привез молодого мастера из Венеции.
Но их фрески очень скоро отошли на второй план – ведь к работе над виллой приступил блистательный Рафаэль Санти.
Неуловимый Рафаэль
Заманить Рафаэля удалось далеко не сразу - талантливый мастер был занят на работах для папы Римского. Но как только у урбинца появилось время, он увлеченно принялся за создание фресок на вилле Киджи. Художники, уже работавшие над росписью, вовсе не разделяли восторга Агостино в отношении Рафаэля. Он был надменен, своенравен - и фантастически талантлив. Более того, ему поручили довести до совершенства некоторые фрески, начатые другими мастерами, что вызвало новую волну недовольства. Как бы то ни было, именно здесь Рафаэль создал одну из своих прекраснейших работ - Триумф Галатеи. Фреска пронизана чарующей чувственностью и увлекающим вихрем хаоса.
Сюжет вдохновлен античным мифом о любви циклопа Полифема к нереиде Галатее. Полифем воспылал страстью к прекрасной Галатее, но как бы ни воспевал он ее божественную красоту, никак не мог добиться взаимности. На фреске изображена сцена, где Галатея сбегает от циклопа на ракушке, влекомая двумя дельфинами.
Рафаэль и Агостино
Агостино был настолько очарован "Триумфом Галатеи", что даже приглашал гостей полюбоваться этим шедевром, когда работы еще продолжались. Закончив с этим сюжетом, Рафаэль продолжит работать над украшением виллы - станет архитектором конюшни (она не сохранилась до нашего времени, но, по слухам, была такая прекрасная, что невозможно было поверить, что она предназначена для лошадей), а также будет заниматься другими залами виллы.
Агостино и Рафаэль быстро нашли общий язык. Они оба любили искусство и женщин. Джорджо Вазари, знаменитый итальянский живописец и биограф XVI века, приводит вот такую историю:
А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. Недаром, когда Агостино Киджи, его дорогой друг, заказал ему роспись передней лоджии в своем дворце, Рафаэль, влюбленный в одну из своих женщин, не был в состоянии работать с должным усердием. И доведенный до отчаяния Агостино через посредство других, собственными усилиями и всякими другими способами с большим трудом добился того, чтобы женщина эта постоянно находилась при Рафаэле, там, где он работал, и только благодаря этому работа была доведена до конца.
Но семейное счастье Агостино длилось недолго - он умер в 1520 году. Его похоронили в церкви Санта-Мария дель Пополо, в капелле Киджи, спроектированной для него Рафаэлем Санти. Даже смерть не смогла его разлучить с творениями любимого мастера.
Что случилось в виллой Киджи
По завещанию Агостино вилла перешла к его племяннику, который стал последним владельцем виллы из рода Киджи. В 1577 году ее выкупил кардинал Алессандро Фарнезе, и с тех пор она стала называться виллой Фарнезина.
Долгое время она служила пристанищем для высокопоставленных гостей Рима. Здесь в разное время останавливались кардинал Ришелье, королева Швеции Кристина, послы Людовика XIV (французского Короля-Солнце) и многие другие.
В 1927 году виллу выкупило итальянское государство, и сейчас она принадлежит Национальной академии деи Линчеи (итальянской академии наук) и открыта для туристов, круглый год приезжающих сюда, чтобы полюбоваться работами знаменитого урбинского мастера.