Найти тему
КиноЯД

Роми Шнайдер. Сбежавшая принцесса

Роми Шнайдер родилась в то несчастливое время, когда Австрия стала национал-социалистической; её мать Магда была, можно сказать, одной из гитлеровских актрис - просто потому, что трудилась на киностудии УФА, то есть работала на нацистскую пропаганду. Кстати, неподалёку от поместья, в котором росла Роми, обосновался Адольф в "Орлином гнезде". Пейзаж был красивый, время было страшное.

Когда Роми выросла и снялась в своих первых фильмах, Австрия была травмирована прошедшей войной. Уязвлённая нация нуждалась в утешении, в ностальгических картинках милого полузабытого прошлого, в романтических героях и героинях, принцах и принцессах; и всё сошлось в "Сисси", фильмах Эрнста Маришки о Елизавете Баварской.

Роми Шнайдер оказалась идеальной Сисси.

В восторг пришла не только Австрия, но и Германия (которая, понятное дело, нуждалась в подобном больше прочих); фильмы о Сисси побили все рекорды. Роми Шнайдер была, пожалуй, единственным человеком, быстро уставшим от этого персонажа.

Она попыталась восстать и отказаться от съёмок в третьем фильме ("Сисси, судьба императрицы"), но слишком многие были заинтересованы в продолжении - от министра культуры до родной матери. Однако от четвёртой части Роми всё-таки отказалась, несмотря на предложенный эпический гонорар. Для молодой девушки, ставшей суперзвездой и национальным символом, это был решительный и отчаянный шаг.

-2

Фильмы о Сисси были необыкновенно ванильными; они гипнотизировали публику. Все забыли о том, что реальная Елизавета, у которой всё неплохо начиналось (хотя и не так сахарно, как в кино), была далеко не самой счастливой женщиной; она возненавидела Венский двор, пережила сына, была одинока и умерла от рук убийцы. У сказки был плохой конец - но его не показывали. Кстати, сама Роми тоже проживёт отнюдь не сказочную жизнь. Тоже потеряет сына. И умрёт меньше чем через год после его смерти.

Она решила порвать с десертной эстетикой, проститься с нежным образом, и для верности - покинуть родину, что было очень рискованным поступком. Выбрала Францию - при том, что плохо говорила по-французски; заодно выбрала Алена Делона (но это совсем другая история). Немцы и австрийцы решили, что Роми их предала.

У Роми Шнайдер всё получилось, она снималась у лучших режиссёров. А через пятнадцать лет после тяжёлых кринолинов и париков Сисси она снова сыграла эту злополучную принцессу, но уже в совсем другом кино - в фильме Лукино Висконти "Людвиг", о печально известном короле, потерявшем рассудок. С Елизаветой в сладкой австрийской интерпретации новая Елизавета не имела ничего общего. Кроме, конечно, имени. И лица Роми Шнайдер.

Это был изящный постскриптум и одно из самых красивых в истории кино прощаний с собственным прошлым.

-3
-4
-5