Неизменный дуэт братьев Дарденн состоит из Жан-Пьера (начинавшего как актёр) и Люка (бывшего театральным режиссёром). Сейчас отличить одного от другого довольно непросто: братья не разделяют обязанностей, а по очереди проверяют и дополняют друг друга. Их ключевыми чертами являются работа на остросоциальные темы, психологическое вовлечение зрителя в историю через «достоверность» камеры, а также исследование жизни трудных подростков. Всемирная известность пришла к бельгийским кинорежиссёрам после фильма «Розетта», получившего Золотую пальмовую ветвь в 1999 году.
До этого они успели снять ряд документальных фильмов, впоследствии успешно использовав этот опыт в игровом кино. Место действия их картин практически неизменно – пригород бельгийского Льежа, родного города режиссёров, что наводит на мысль о скрупулёзном исследовании действительности, предпринятом братьями Дарденн. Показывая каждый раз один и тот же город, одни и те же условия, они ближе всего подбираются к тому, что хотят увидеть, – к душе человека.
Фильм «Юный Ахмед», который впервые будет показан в рамках Каннского кинофестиваля этого года, с одной стороны, органично вписывается в предшествующую фильмографию бельгийского дуэта, а с другой – имеет некоторые отличия. В основе фильма лежит история о бельгийском подростке, который под влиянием от экстремистского прочтения Корана задумывает убить своего учителя.
Историю о том, как подросток вовлекается в преступную жизнь, Дарденны показывают чуть ли не в каждом своём фильме («Дитя», «Мальчик с велосипедом» и др.). теперь с заявкой на раскрытие сущности проблемы исламского экстремизма. Обычно процесс вербовки в банду в картинах братьев Дарденн происходил через особое отношение к мальчику со стороны авторитетного лидера, оказание повышенного внимания, после чего следовала необходимость оправдать такое доверие в каком-нибудь преступлении. Схема довольно универсальна и вполне возможно, что мы снова увидим её в действии, но с несколько иными декорациями. С другой стороны, режиссёры полностью обновили актёрский состав (по крайней мере, знакомые по прошлым картинам не были заявлены), а также оператора, сменив своего любимца Алена Маркоэна на работавшую с ними до этого в качестве фотографа Кристину Пленус.
Добавит ли это неожиданных поворотов в новом фильме братьев, покажет Каннский кинофестиваль, но, конечно, сюжет на столь важную и больную для мира тему вполне может претендовать на главный приз. В случае успеха режиссеры станут первыми, кто смог получить Золотую пальмовую ветвь трижды.
Автор: Денис Абасов