Как несложно догадаться, речь пойдёт о росте благосостояния Британской империи, доставке вкуснейшего чая из Индии на туманный Альбион, красивых и быстроходных кораблях. Очень быстроходных, самых быстроходных кораблях своего и не только, времени.
Ну и немножко о том как благородные англичане травили Китай и грабили Индию. Как они уверены - немножко, совсем чуть-чуть. И не "травили" вовсе, а взаимовыгодно "торговали"...
моя статья: Лондон-готовый маршрут на один день
Мой телеграмм-канал, присоединяйтесь: https://t.me/DanAndrienkoLive
В сухом доке Гринвича – это такой район Лондона, если кто не знает – стоит замечательный корабль. Построено судно на верфи в Шотландии, в Дамбартоне фирмой "Scott & Linton". И это до сих пор впечатляющий корабль из стали, тика и вяза, длиной 84 метра и площадью парусов чуть менее 3 000 квадратных метров. Это свидетель, наверное - последний свидетель великих чайных гонок – клипер «Катти Сарк». «Катти Сарк», можно перевести, как - «короткая ночная рубашка». На бушприте корабля установлена фигура ведьмы из жутковатого народного эпоса в "слегка оголенном" виде. Так сказать, немножко "топлес". Отсюда и "короткая рубашка".
Моя статья: Вестминстер - самый дорогой и престижный район Лондона.
Между прочим 3000 квадратов парусной площади - это много. Под этими самыми парусами клипер мог преодолеть расстояние от Мельбурна до Лондона за 77 дней, покрывая в сутки до 363 морских миль(654км). Чайный клипер – это несомненный успех кораблестроения ! Потому что чайные гонки – это, без всякой иронии, яркий пример мастерства мореходства, мужества, технической подкованности, решительности моряков. Они вытворяли настоящие чудеса во время этих чайных гонок ! Рекордом стал результат от Шанхая до Лондона за 91 день и это результат ПАРУСНОГО КОРАБЛЯ ! Этот рекорд в самом деле зафиксирован – это «Фермопилы», знаменитый чайный клипер, который обогнал как раз «Катти Сарк», он показал такое время в 1872 году.
Зачем нужны были "чайные гонки" ?
- Все, конечно, знают, что главным экспортёром чая долгое время был Китай. А Китай далеко от Англии, и только в 1869 году вырыли Суэцкий канал. А до этого приходилось плавать вокруг мыса Доброй Надежды, вокруг Африки. Это занимало около 8 месяцев , за это время чай успевал напитаться омерзительной трюмной вонью, несмотря ни на какие усилия упаковать его герметично. А королева не любила вонючий чай. Хотела вкусного.
- И вот с 1859 года в Британии учредили денежные призы за максимально быструю доставку из Китая в Лондон чая, началась эпоха чайных регат.
- На маршрут стали выставлять быстроходные военные корабли – тип кораблей, известный с конца 18 века, как «Балтиморские шхуны». Строили их в Америке сперва, а потом по утверждённому проекту уже и в Англии. Нужны они были – для прорыва морской блокады. Но вдруг оказалось, что есть применение более прибыльное.
Моя статья: О ценах в супермаркетах и продуктовых магазинах Лондона.
Откуда такая скорость у парусника
Достигалась она – удачной продуманной геометрией корпуса и соотношением длины к ширине 6:1 и более. Проще говоря клипер должен быть длиннее, чем шире, в 6 раз или больше. Длинный узкий корпус, и из-за этого очень большая скорость, плюс впечатляющее парусное вооружение. Как итог, клипер получил очень малую грузовместимость.
И применять клипер можно только для перевозки особых грузов, которые в своей потребительной стоимости сочетают, во-первых, высокую ликвидность, во-вторых, компактность. Чай подходит просто идеально, он легкий, компактный и очень-очень дорогой в то время.
Но корабли этого типа "летали быстрее ветра" по маршруту Индия-Китай-Великобритания сильно задолго до того. И чайные клиперы назывались не чайными клиперами, а опийными клиперами, потому что другим продуктом с высокой ликвидностью и весьма компактный – это был, конечно, опиум. Притом что он был гораздо более драгоценный, чем чай, потому что заработать на нём, как легко убедиться, можно гораздо больше. Нужно было всего то, чтобы на рейсе были всесезонные суда, которые могут идти навстречу сильнейшим муссонам. Ими и стали эти "Балтиморские шхуны", которые в силу особенностей конструкции корпуса и парусного вооружения могли идти практически навстречу ветру с очень большой скоростью.
При помощи будущих чайных клиперов родилась прекрасная безотходная бизнес-стратегия: из Англии в Калькутту отправляли клипер, гружёный промышленными товарами. В Калькутте он принимал груз опия и следовал в Кантон. Там клипер загружался чаем и "летел" обратно в Англию. И Британская Ост-Индская компания(Governor and Company of Merchants of London trading with the East Indies) всё время была при деньгах, ни одного порожнего рейса, потому что порожний рейс – убыток, как известно.
Немного истории
Первый губернатор Бенгалии, герой битвы при Плесси - Роберт Клайв, первый барон Плесси. Ему выдали баронское звание, из полковников произвели в генералы, карьера у него взлетела ракетой ! Вы спросите - за какие заслуги? А вот за какие:
Губернатор особо в Бенгалии не стеснялся и сперва он захватил столицу, а затем просто вывез всю казну и все ценности что сумел найти.
- методом изъятия прямой контрибуции вывез ценностей на сумму 5 млн. 260 тысяч фунтов (1 фунт стерлингов того периода приблизительно равен 150 долларам США сейчас)
- поднял земельные налоги в 2 раза по всем территориям. Во время карательных экспедиций уничтожил местные ирригационно-оросительные системы.
- по современным индийским оценкам, за первые 100 лет британского владычества вывезли ценностей примерно на 12 млрд. фунтов. В том числе с 1749-го по 1858-ой было вывезено опиума на 74 млн. 390 тысяч фунтов стерлингов.
Ну а чуть позже покоренному и ограбленному населению Индии объяснили "как будем дела делать ". Объяснили господа из Британской Ост-Индской компании Джеймс Мэтисон и Уильям Джардин – которые уморили голодом и непосильной работой миллионы человек. Вот именно эти замечательные люди и их коллеги, после индийским опиумом китайцев травили столетиями…
Ничего личного, только бизнес.
Система была простая и гениальная :
Так вот, после всех вышеописанных управленческих решений крестьянам и ремесленникам Бенгалии нужно было как-то выживать. Потому что англичанам было абсолютно всё равно, что с ними будет. Одним из относительно надёжных способов заработать себе на пропитание было пристроиться к опийному производству. Ост-Индская компания, отдала локальную торговлю между Индией и Китаем частному бизнесу, а сами сохранили монополию на поставки чая в Англию и монополию на производство опиума в Индии. Готовый продукт – опиум, сделали основным платежным средством за чай, а дальше Ост-Индская компания была "вообще не причастна ко всему вот этому вашему наркоманству".
Всех несогласных(включая императора Китая) принуждали к сотрудничеству военной силой. Ещё в 18 веке император, Сын Неба, приказал опиум запретить к ввозу, причём запрещал не раз. Как то вот не помогло. Невидимая рука рынка - во всей своей красе.
А почему, собственно, опиум ?
Традиции употребления "разных" средств в Центральной Азии имеют давнюю-давнюю историю.
- Во-первых, там никогда особенно не было традиции употреблять алкоголь
- В то время такого понятия как "здоровье нации" в принципе не существовало
- Платить Китаю за чай деньгами было очень не выгодно Англии, никакого серебра не напасешься
- Опиум получали из Бенгалии практически даром, а меняли на очень дорогой чай.
Пока эти шестерёнки крутились, механизм, просто как печатный станок, ковал деньги. Себестоимость 1 ящика опиума в Индии в начале 19 века была 150 фунтов стерлингов, в Кантоне его цена достигала 520 фунтов, т.е. маржа в 3 раза. Один клипер в среднем вмещал 300 ящиков – это вроде немного, но чистая прибыль получалась в 111 тысяч фунтов с одного рейса, опять же, на современные деньги это так округлённо около 12 млн. фунтов или 17 млн. долларов с одного рейса ! 3 Рейса в год совершал клипер. Легко посчитать, что только с опиумных рейсов 10 кораблей в год приносили 510 млн. долларов на современные деньги.
В 1839 году, власти Китая осознав "опиумную" угрозу конфисковали один из клиперов и крупную партию "товара". После чего в 1840 году англичане прислали туда боевой флот с десантом, и началась Первая опиумная война, которая закончилась в 1842 году грандиозным разгромом китайских вооружённых сил. Но это уже совсем другая история...
Если вы хотите поддержать мой канал: становитесь подписчиком на Boosty
Р.S. Спасибо, что читаете мои статьи ! Если вам понравилось - загляните и в другие мои публикации, соответственно подписавшись на мой дзен-канал. Для меня очень важен факт работы не в пустоту, а для людей.