Найти тему
Былое и думы

Тракторный забег

Служили мы на складе, точнее не на одном складе, а на складах в артиллерийской части, которая являлась перевалочной базой. Туда привозили старые артиллерийские вооружения, мы их отправляли на ремонт, а затем получив из ремонта отправляли в войска. Было там и новое вооружение, но нас к нему не подпускали, заправляли там "хомуты", так мы звали втихаря сверхсрочников. Личного состава было немного, в основном офицеры и сверхсрочники, а рядовой состав был в должности грузчиков. Служба была несложная, да и какая это служба, обыкновенная гражданская тяжёлая работа, но дисциплина была армейская, ну и естественно форма Советской армии.

Как то весной командование решило почистить территорию складов. Мы строем, как всегда, прибыли для работ. Командовал сверхсрочник Середюк, он построил нас и спросил кто умеет работать на тракторе, Трактор непонятной конструкции стоял рядом, у него кузов был почему то впереди, а не сзади как у нормальной техники. Вызвались двое, я и Евсеенко, как потом выяснилось, ни я ни Дед, так мы звали Валерку Евсеенко, почти ничего не смыслили в тракторах, но перспектива мести территорию от мусора, накопившегося за зиму, нас не устраивала, и мы смело сделали два шага вперёд. Если бы мы знали, чем всё это закончится, может быть остались бы в строю и спокойно бы чистили территорию.

На тракторе отсутствовал аккумулятор и его заводили с толкача. Происходило это так: по два бойца вставали сзади каждого большого колеса и толкали трактор вперёд, Середюк сидел верхом на седле и рулил.

Так было и в этот раз, после чего заведённый трактор поступил в наше распоряжение. Мы долго спорили, кто будет за рулём, решили так: туда рулит Дед, обратно я. Трактор был уже загружен мусором, Валерка сел за руль, я сбоку примостился и мы рванули по дороге на свалку. Свалкой служила огромная, находившаяся неблизко, огромная яма, напоминавшая воронку, может и в самом деле воронка, но уж от очень огромного заряда.

Что нажал или наоборот не нажал Валерка, я не знаю, но трактор вдруг заглох. Чтобы больше прокатиться мы ехали на самую дальнюю свалку, и уже почти доехали, но трактор встал. Мы люди военные и должны принимать решения быстро, а решение было только одно, завести собственными силами и закончить наше турне. Одно дело, когда два бойца на колесо и совсем другое, когда один боец на два колеса. Конечно ничего не получалось, тогда мы приделали прутик от дерева к педали газа, зафиксировав "полный газ" и стали вдвоём толкать. Уже было легче, тем более, что трактор заглох на вершине горы, а сама свалка находилась под горой.

Трактор довольно быстро завёлся и рванул вперёд с такой скоростью, что ни я ни Валерка не успели запрыгнуть за штурвал. Мы остолбеневшие от ужаса наблюдали, как он летел под гору по направлению к свалке. На самом краю воронки как раз на пути у трактора росла тонкая, метра 2 берёзка. Мы думали, что она остановит его, но всё было против нас. Берёзка не остановила трактор лишь согнулась сама уйдя вся под кузов между колёс. Согнувшаяся берёзка приподняла его передние колёса, но ведущие были задние и он продолжал на неё наезжать, пропуская её меж колёс и задирая кузов всё выше. Мы наблюдали как в немом кино. Когда трактор проехал уже по всей берёзе и она была почти свободна в своём полусогнутом состоянии, она резко распрямилась и трактор взлетел вверх. Она очень успешно сыграла роль пружины. Падая он освободился от мусора и перевернувшись, упал кузовом вверх, то есть на выход из воронки. Но не заглох, а несколько раз даже дёргался и пытался выехать, но глубина воронки не позволяла это сделать и он заглох. Лишь после дёрганий вперёд, передние колёса встали поперёк самому трактору, а не по ходу.

Мы были в шоке! Но люди военные не унывают, а принимают решения. Решение было одно, как-то вытащить трактор и доставить его в часть. Сами мы это никак не могли и пошли искать технику. А надо понимать, что дело было в глухой сибирской тайге и никого кроме нас там не было. Но Господь на этот раз смилостивился над нашим горем и пройдя километра 3 мы услышали мощный рёв мотора. Это был МАЗ из стройбата, как оказалось, они что то строили в тайге. Водитель вообще не упирался и сразу согласился нас вытянуть из ямы.

Подъехал он к воронке передом, остановившись на самом её краю. Нужен был очень длинный трос, но наступила светлая полоса в нашей жизни, он у него оказался. Как хорошо, что военные строители разъезжают по тайге с длинными тросами, у гражданских так вообще троса не найдёшь. Мы зацепили трос за передний клык, а другой конец опустили в яму и зацепили им трактор.

МАЗ потихоньку стал отъезжать, натягивая трос, но трактор сидел в яме крепко упёршись всеми четырьмя колёсами в мусор, который был там и не думал выезжать. Тогда водитель решил изменить тактику и вытащить его с разгона, резко дёрнув, если внатяг не получается. Он опять подъехал к яме, взревел мотор и МАЗ резво подался назад. Трос натянулся как струна, казалось, даже зазвенел, и колёса, стоявшие поперёк трактора, не выдержали такого напора, и трактор выскочил из ямы. Он как снаряд из пушки угодил прямо в "морду" МАЗа. Грохот стоял отменный.

Мы опешили и не знали, то ли радоваться, то ли плакать. С одной наш стороны трактор был на свободе, даже не помятый, хотя у него и ломаться то, по-моему нечему. С другой стороны стоял МАЗ с разбитой "мордой", причём МАЗ был не наш, но виновниками его несчастий были мы. Надо было это видеть!

Но я говорил уже, что военные не теряются ни в какой обстановке и вот мы уже втроём в кабине, бросив трактор на свалке ехали в стройбат к "костоправу". За литр водки он согласился помочь в нашей беде, но фара была за нами. Водку и фару мы обещали привезти позже. После переговоров с "костоправом" водитель отвёз нас к нашему трактору, дёрнул его и он завёлся. Я сел за руль, так как был уговор, и мы поехали в часть. Происшествий никаких больше не случилось, лишь Дед бежал рядом с трактором, вернее с его левым колесом и периодически бил по нему ногой, чтобы он не съезжал с дороги. Видимо, что-то все таки погнулась в рулевом механизме и с помощью только руля я не мог справиться. Ну это было для него наказанием, чтобы больше не глушил трактор где не надо!

О том как мы доставали водку и фару это отдельная песня, но всё получилось удачно! Об этом следующий рассказ.