Когда молодой Джек Николсон впервые появился на экране, ничто не предвещало грандиозной карьеры. Хлипкому парнишке сразу набили лицо. И всё худо-бедно завертелось. Случилось это в фильме пятьдесят восьмого года "Плакса-убийца".
Фильм продюсировал Роджер Корман, легендарный человек. В начале своего долгого пути он слепил (из того, что было) великое множество фильмов самого прискорбного качества. Он мог снять кино за выходные, потратив доллар и девяносто девять центов.
Как говорил Николсон уже в старости, Корман иногда по ошибке делал хорошие фильмы ("я в них не снимался, но в этом нет моей вины").
"Плакса-убийца" местами напоминает советские фильмы о трудных подростках. Юный герой Николсона, жертва наглых хулиганов (один из которых увёл у него фигуристую, но недалёкую девицу), схватил чужой пистолет и стал палить куда ни попадя - чтобы его ещё раз не побили. В кое-кого попал. С перепугу взял в заложники афроамериканца и мать с младенцем, засел с ними в подсобке местной едальни и начал усиленно нервничать.
Вокруг волнуется общественность, озадачивается полиция, затем приезжает телевидение, родители и так далее; но атмосфера толком не накаляется, поскольку всё это драматургически беспомощно и чрезвычайно уныло.
Публике был противен даже трейлер, а Николсона после этого фильма перестали звать на пробы.
В шестидесятые он сыграл несколько нехороших человек, редисок; в этих ролях намечался будущий волчара, но это были очень робкие ростки гения и злодейства. Какие-то фильмы я даже не смогла досмотреть.
Стоит отдельного упоминания смешная роль в "Магазинчик ужасов", даром что она второстепенная. В "Магазинчике" (фильме с очень детским, но чёрным юмором) Николсон играет мазохиста-энтузиаста, пришедшего к стоматологу за порцией боли. Не прогадал, получил удовольствие, хотя и потерял (к своему удовольствию) половину зубов.
Кстати, оборудование в кадре было настоящее - бормашину режиссёр одолжил у своего стоматолога. Потому что "Магазинчик ужасов" снял всё тот же Роджер Корман, умевший экономить.
Он же снял фильм "Страх" - разваливающийся на ходу готический ужастик-недохоррор. Кроме Кормана, к "Страху" приложили руку ещё несколько режиссёров, включая молодого Копполу. Большая была текучка кадров. Даже Николсон снял парочку эпизодов.
В этом "Страхе" дело было так. Персонаж Николсона в наполеоновском мундире оказывается на берегу моря. По старинному замку бродит старый барон с чудинкой. Рядом живёт ведьма с птицей. Кому попало является девушка-призрак, на вид (и ощупь) вполне живая. Николсон думает - всё такое интересное, надо разобраться... Кто, как, зачем и почему, выяснилось в конце; один персонаж впопыхах объяснил, откуда ноги растут.
Наш герой, конечно, влюбился в девушку. Поскольку она была там единственной девушкой. Продемонстрирую, как чудно она меняется после поцелуя, сулящего хэппи-энд. Она по задумке авторов превращается в труп, но её как будто просто поливают молочным шоколадом и арахисовым маслом (не будем думать о других субстанциях).
Умели люди страху нагнать, ничего не скажешь. Реакция героя - бесценна:
Фильм Кормана "Ворон", ещё один готический якобы ужас, был снят забавы ради, но ответственно и с чувством. Он получился действительно забавным. Не благодаря участию Николсона; на его месте мог оказаться любой молодой симпатяга. Первыми тремя скрипками были замечательные старики - Борис Карлофф, Питер Лорре и Винсент Прайс.
Этот фильм был фантазией на тему "Ворона" Эдгара По; в нём много почти нежного юмора и забавного волшебства. Из всех перечисленных здесь фильмов я могу рекомендовать только его. Если вы любите смешные сказки.
Николсон сохранил к Роджеру Корману самое трогательное отношение: как ни крути, Корман был первым, кто увидел в нём актёра. К тому же - молодость, молодость... Говоря о Кормане, Николсон однажды чуть не заплакал. Чего, как говорится, и вам желаю.
Предыдущее: Роми Шнайдер. Сбежавшая принцесса.