Иногда мы ищем чтения одновременно приятного и умного, познавательного и успокаивающего, полного неожиданностей, которые оборачиваются ожидаемым завершением.
Таков роман «Джен Эйр» Шарлотты Бронте. Он хорош, как летний вечер после дождя, гармоничен как фортепианные концерты Шопена, полон скрытых смыслов, как стихи Бишоп.
Дитя брака состоятельной девушки и священника, рано ушедших, попадает на воспитание в богатую семью. «Будь я натурой жизнерадостной, беспечным, своевольным, красивым и пылким ребенком – пусть даже одиноким и зависимым, - миссис Рид отнеслась бы к моему присутствию в своей семье гораздо снисходительнее.»
Джен необычная девушка. Она обладает ярким воображением и гиперрефлексией. Настоящее эльфийское дитя, автор - Шарлотта Бронте то и дело напоминает о родстве Джен с эльфами.
В английской мифологии эльфийское дитя – ребенок подкидыш, необычный, тонкий, непохожий на других, обладающий связью с потусторонним миром и мистическими способностями.
Джен прячется от домашних на подоконниках, читает книги, погружается в мечты.
Тетка избавляется от нее, отправляя в Ловуд, благотворительный пансион для отпрысков благородных, но небогатых семей. Для тех, о ком некому толком позаботиться. Там холодные общие спальни, суровые правила, скудная еда. «Здесь у каждой девочки умер отец или мать, а некоторые совсем не помнят ни отца, ни матери. Друзья или близкие платят за нас пятнадцать фунтов в год. Недостающую сумму собирают подпиской».
Вдогонку тетка отправляет плохие рекомендации нелюбимой девочке. И над ней совершают ритуал. Единственный мужчина в Ловуде, казначей мистер Брокльхерст, ставит Джен на стул, в присутствии других воспитанниц, и произносит напутствие: «Остерегайтесь ее, избегайте ее общества, следите за ней, ибо это дитя, хуже любой маленькой язычницы, которая молится Браме и стоит на коленях перед Джаганатом… Это девочка – лгунья!»
Еще полчаса стоит Джен на стуле, чувствуя себя пригвожденной к позорному столбу. Но именно в этот трудный момент она встречает подругу, одна из девочек, проходя мимо, на ходу, поднимает на нее глаза: «Какой странный свет был в них! Как пронизывал их лучистый взгляд! Как будто мученик или герой, пройдя мимо рабы или обреченной жертвы, передал ей часть своей силы.» В этой сцене зарождения дружбы, передачи энергии, поддержки, мы видим, как воспитанницы учатся противостоять миру.
Элен умирает от чахотки, уходит в царство духов. Джен проспит последние минуты жизни подруги, обнимая ее. Проснувшись, увидит, что снова осталась одна.
Джен быстро учится. У нее много терпения, она стремится к знаниям, умеет сосредоточиться. К 16-ти годам она умеет играть на рояле, рисует акварелью, вышивает, шьет, говорит по-французски. И еще она умеет преподавать, поэтому становится воспитательницей в Ловуде.
Ее жизнь однообразна и однажды Джен решает ее изменить. Она дает объявление в газету, и находит место гувернантки в Торнфильдхолле, о котором ей известно только то, что он ближе к Лондону, чем Ловуд.
Джен бесстрашно отправляется в новую жизнь. И в Торнфильде – огромном замке, окруженном зелеными холмами, Джен находит любовь.
Мистер Рочестер – богатый пресыщенный деньгами джентльмен, его отношения с женщинами складывались самым неудачным образом. Короткий период ухаживаний, после которого он делает Джен предложение, завершается неожиданно. Он женат. На сумасшедшей, которую содержит в башне своего замка. Разводы с сумасшедшими запрещены. Мистер Рочестер узник своего брака, худший, чем его жена, запертая в башне, охраняемая мужеподобной служанкой Грейс.
Один из самых трогательных и ярких любовных диалогов в литературе происходит между несчастной потерянной Джен и отчаянно влюбленным и жаждущим ответной страсти, Рочестером. Рассказывая Джен о первом впечатлении, Рочестер признает, что сразу увидел в ней эльфа: «Худенькая девушка, почти дитя! Казалось маленькая пташка прыгает около моих ног и предлагает понести меня на своих крошечных крылышках. Когда я оперся на хрупкое плечо девушки, во всем моем существе проснулось что-то новое, словно в меня влились какие-то свежие чувства и силы. Я был рад узнать, что этот эльф должен вернуться ко мне, что он принадлежит моему дому, иначе, если бы он, выскользнув из моих рук, исчез за изгородью, я, наверно, испытал бы чувство странного сожаления».
Джен отказывает Рочестеру в сожительстве без брака. Уходит из его дома в сырой ненастный день. Одна, без денег, без родственников, в другой мир.
У женщины, не имеющей семьи, мужчины, который оберегал бы ее, дома, дохода, даже друзей, есть достоинство. И воля. И вера в то, что правильное поведение приведет ее к достойной жизни.
Поступок Джен удивителен. Шарлотта Бронте – одна из трех дочерей священника, так никогда и не вышедшая замуж, вкладывает в поведение Джен всю жажду свободы, стремления к независимости, веры в себя. «Чем глубже мое одиночество, без друзей, без поддержки, тем больше я должна уважать себя. Я буду верна тем принципам, которым следовала, когда была в здравом уме, тогда как сейчас я безумна. Правила и законы существуют не для тех минут, когда нет искушения, они как раз для таких, как сейчас, когда душа и тело бунтуют против их суровости; но как они не тяжелы, я не нарушу их».
И сильный, привыкший добиваться своего и получать желаемое, с детства наделенный правами мужчины из богатой семьи, Рочестер отступает: «Никогда, - сказал он, стиснув зубы, - никогда не встречал я создания более хрупкого и более непобедимого. В руке моей она как тростник, я мог бы согнуть ее двумя пальцами; но какой толк, если бы я согнул ее, если бы я растерзал, раздавил ее? Загляните в эти глаза, перед вами существо решительное, неукротимое, свободное!»
Джен уходит. Она встречает друзей, находит работу, конечно, учительницей, в простой сельской школе. Это благородное занятие, допустимое для женщины из образованной семьи. Она получает предложение руки и сердца, но своей любви не изменяет. Не соглашается променять на уютный очаг и защиту брака, свои истинные чувства, страсть к Рочестеру.
Конечно, в конце романа, герои будут вместе. И Джен обретет все, к чему стремилась. Она – эльфийское дитя, а они умеют добиваться своего.
Зачем же Шарлотта Бронте рассказывает о Джен, прибегая к языку мифов? Потому что только так можно объяснить свободолюбивый характер героини. Только так можно вложить мечты о женской независимости и образ «приличной девушки, заслуживающей счастья». Шарлотте хочется другой жизни, но век торжества феминизма еще не настал. Право на развод, право на жизнь без брака, право любить, право выбирать с кем и когда быть, все это не было дано женщинам эпохи Бронте. И нам, попивающим кофе на собственных кухнях, жизнь предоставила куда больше возможностей.
Почему же так рвет душу поступок Джен, уходящей в бурю и дождь от любимого, ради сохранения достоинства?
Изучая то, откуда мы пришли, в эру облегающих джинсов и поцелуев в общественном транспорте, загляните в мир, подаренный нам Шарлоттой Бронте. В мир тесных корсетов, жестких правил и рабской покорности.
Оцените свою свободу!