Сразу отметим, что в разных возрастах выделяются разные компоненты плохого поведения, например, в годик ребенок не может еще совершить некультурных или протестных действий, т.к. просто не владеет культурой отношений, не знает нормы. В возрасте 3 лет более характерны упрямство и протест. Дерзость буйным цветом зацветает в подростковом возрасте.
Главное для родителя: уметь отделить плохое поведение, основанное на серьезной проблеме ребенка, от поведения, обусловленного просто избалованностью, ленью, сиюминутными порывами, провокациями.
Т.е. есть плохое поведение, которое имеет глубинные причины, и демонстрируется оно для того, чтобы привлечь к ним внимание родителя.
К примеру, 4-летний малыш пришел в садик с мамой и о-очень медленно раздевается, хотя мама опаздывает на работу и торопит его изо всех сил. А он еще медленней раздевается. Мама нервничает и ругается, думая, что ребенок специально замедляется, чтобы позлить ее. За этим «действием назло, наоборот» может стоять страх и напряжение ребенка остаться одному, без мамы, в группе, и он начинает оттягивать момент разлуки. Либо он медлительный по натуре, а быстрая мама своими требованиями сбивает его с размеренной программы так, что у него начинается «парадоксальное торможение», т.е. невротическое торможение.
Как маме разобраться: простой каприз или что-то серьезное? Тут помогает знание ребенка и ситуации, и интуиция.
Если мама понимает, что в садик малыш пошел относительно недавно, что он с трудом выдерживает там все время, замечает изменения в его сне, аппетите, настроении, если она понимает, что по темпераменту он не быстрый, то может предположить, что за таким поведением кроется нечто большее, чем просто каприз.
А есть плохое поведение, которое имеет сиюминутные причины, где не требуется глубинное погружение, а надо показать ребенку границы дозволенного, научить его правилам поведения в обществе и дома.
Например, когда этот же самый малыш, получив две конфеты, топает ножками и требует третью и немедленно.
Или он давно адаптировался в садике, мама знает, что ему там хорошо, и когда он начинает тянуть время, разговаривая с другими детками, попутно играя с машинкой, а мама опаздывает, то эта ситуация не требует глубинного анализа. Она требует, чтобы мама показала своему ребенку рамки приемлемого и учила его уважать ее время.
Отдельно поговорим о плохом поведении в моменты возрастных кризисов.
Более ярко проявляются все компоненты плохого поведения в периоды возрастных кризисов, когда ребенок переходит с более низкой ступени взросления на более высокую. И поскольку он не знает и часто не понимает, как это – взрослеть, то взросление происходит с «потом и кровью» как для ребенка, так и для родителей. Самые конфликтные возрастные кризисы – это трехлетний и подростковый. Тяжелее всего приходится родителям сильных, энергичных, волевых детей, которые свое недовольство и переживание выражают бурно и бескомпромиссно. Оставшиеся два возрастных кризиса (годовалый и семилетний) проходят легче и спокойнее, у кого-то даже незаметно.
Кризис первого года жизни связан с прямохождением и увеличившейся самостоятельностью ребенка в связи с этим. Он самый «мягкий» из всех кризисов хотя бы потому, что с малышом пока справиться легче всего. Даже если он капризничает и настаивает на своем.
Кризис трех лет основан на резко возросшей силе и самостоятельности ребенка, когда он начинает вполне неплохо владеть своей речью, своим телом и волей. Отсюда первые грубые слова, кидание на пол и протестное поведение. «Я прогну мир под себя» - девиз нормально развивающегося трехлетки. Малыш находится в состоянии спортивной агрессии, противоборства – чья воля пересилит: моя или мамина?
Кризис семи лет связан с еще большей свободой ребенка и его выходом в большой мир школы. Игра закончена, теперь все всерьез. У ребенка появляются первые переживания по поводу того, как оценивает и принимает его большой мир. В нашей культуре этот кризис может оттянуться к 8-9 годам (когда в школе начинают ставить первые оценки в дневник).
И, собственно, подростковый кризис - первые попытки вылета из гнезда, так же, как и предыдущие кризисы, связан с возросшей самостоятельностью ребенка. По сути, любой возрастной кризис – это право и претензия ребенка на свободу и увеличение дистанции между ним и родителями. Отсюда множество конфликтов.
Если родитель видит, что ребенок вошел в «зону» возрастного кризиса, то реагирование на поведение ребенка должно проходить с большой долей снисходительности. Ребенок не собирается сокрушить все вашу жизнь, он, скорее всего, сам не замечает, что делает вам больно – ему самому ох как нелегко.
Все возрастные кризисы основаны на ломке старых устоев жизни ребенка и построении новых. А как мы знаем, старое ломать легко, но неприятно и непривычно для тех, кто наблюдает это, а что-то серьезное строить и вовсе непонятно и даже болезненно.
Если говорить о распространенных причинах плохого поведения, то надо упомянуть еще следующие:
• до 1 годика малыш капризничает, т.к. мама не понимает, чего он хочет; интересно, что эта причина характерна и для старших детей при непонимании мамы их потребностей;
• в раннем возрасте по причине возрастного отсутствия терпеливости (хочу эту игрушку прямо сейчас и ни минутой позже);
• от 1 года до 3 лет отражают эмоциональное состояние мамы, поскольку пока находятся в нем (мама расстроена, ребенок заражается от нее);
• болезненное состояние часто является провокатором каприз и недовольства ребенка в любом возрасте, причем и после болезни (особенно при снижении двигательной активности и возможности быть на воздухе) повышается нервная слабость и утомляемость, что приводит к высокой раздражительности ребенка;
• каждый человек имеет свою волю и должен тренировать ее. А тренировать ее в детстве можно только «об маму и папу», поэтому не каждое упрямство надо пресекать. Как же ребенок поймет, что его желание тоже заслуживает уважения?
• Как только ребенок чувствует прилив сил, он начинает расшатывать границы, выставленные ему, когда он был еще послабее. Попытки прийти домой позже установленного срока - это яркий пример попытки ребенка сместить границы. Тут родитель смотрит, пришло время или нет расширять границы дозволенного;
• плохое поведение может служить средством спасения семейной ситуации от надвигающейся катастрофы. Дети своим иррациональным восприятием действительности могут пытаться влиять на супружеские ссоры плохими оценками, болезнями, вызывающим поведением. Такой детский способ отвлечь родителей от их разногласий часто срабатывает, между прочим (если бы не «цена», которую платит ребенок за это);
• как уже было сказано, плохое поведение может быть маркером внутренних проблем ребенка, которые рано или поздно все-таки всплывают на поверхность;
• плохое поведение может быть плодом избалованности, когда родительская любовь становится слепа. Жизнь потреплет маленького невежду, если родители вовремя не спохватятся.
Чтобы поставить точку, надо сказать, что ребенок – это обычный человек, который не может всегда вести себя хорошо. И так же, как и мы, взрослые, не может быть постоянно удобен своим близким. Наша задача – относиться к этому, по возможности, спокойно, показывая ребенку, что и с плохим поведением он принят и любим. Кроме того, любая ситуация имеет выход и даже не один. Наше отношение к его поведению – пример для ребенка, что нет ситуаций безвыходных, и семейная жизнь больших людей точно не разрушится от поведения маленьких.
06.03.2019 Екатерина Шевелева
© mamochki.by