Сейчас Йоргос Лантимос наверное самый известный и значимый современный греческий режиссёр. Правда, долгое время, он был, скажем так, широко известен в узких кругах. Ведь и «Лобстер» и «Охота на священного оленя», не говоря уж о его работах снятых в Греции, это в первую очередь фестивальное кино, не слишком рассчитанное на широкий прокат. Те ленты были действительно авторскими произведениями, со всеми достоинствами и недостатками художественного стиля самого Лантимоса. «Фаворитка» произведение совсем другого плана, это вполне себе коммерческий проект, дающий возможность быть замеченным широкой публикой. А для Йоргоса Лантимоса это ещё и первый проект снятый по чужому сценарию.
На первый взгляд «Фаворитка» может показаться обычной исторической драмой, но сами исторические события похоже последнее что интересует авторов. Действие картины приходится на поздние годы правления королевы Анны Стюарт. Мы видим её капризной больной женщиной уже не способной самостоятельно руководить страной. Мы точно не знаем, что именно настолько сильно сломило её волю: огромное количество мертворождённых детей, тяжело протекающая подагра или придворные не воспринимающие королеву всерьёз. В любом случае на момент действия ленты Анна стала человеком очень сильно зависящим от воли своих советников, а особенно советниц. И именно за влияние на Анну и борются две другие героини фильма.
Первым значимым персонажем с которым мы знакомимся становится Абигейл, обедневшая дворянка мечтающая занять место при дворе. По началу она может даже показаться милой и наивной, но в итоге окажется одним из самых опасных и беспощадных персонажей всей ленты. Самое чудесное, что мы не знаем сразу ли она была настолько жёсткой и хладнокровной и лишь притворялась доброй, или такой её сделало прибывание во дворце полном хитрости и интриг. Так или иначе именно она понимает, как именно надо потакать слабостям больного и не слишком адекватного человека. От того почти вся сюжетная арка Абигейл посвящена укреплению её позиций при дворе, ну и конечно подковёрной войной с герцогиней Мальборо.
Во многом Абигейл и Сара противопоставляются друг другу, у них разные характеры, общественный статус, политические воззрения. Роднит их лишь одно неуёмная жажда власти, ну и родственные связи конечно, но в такой напряжённой ситуации о них как то никто и не вспоминает. Герцогиня Мальборо в начале ленты является наверно самым могущественным человеком при дворе, скорее всего она даже более влиятельна чем сама немощная королева. Но при этом её не любит большинство придворных в основном из-за непопулярных политических решений, но суровый характер наверно тоже сыграл в этом немалую роль. Именно поэтому отношения с королевой для неё главный и единственный способ сохранить свою власть. От того любые другие люди вызвавшие симпатию Анны становятся личными врагами герцогини Мальборо.
Практически вся лента посвящена этим трём героиням и их ну очень непростым отношениям друг с другом. Все остальные люди и события по большому счёту остаются за кадром. Нам постоянно говорят о войне с Францией, но для нас она всегда остаётся чем то далёким и абстрактным. Мы видим лидеров политических партий Британии, но они кажутся лишь пешками в напряжённой игре. Лучше всего героини раскрываются во время взаимодействия друг с другом. Наверно самый интересный момент картины, то насколько по-разному Сара и Абигейл борются за внимание Анны. Мелкая, но очень важная деталь их отношение к кроликам, которых королева назвала в честь своих нерождённых детей. Герцогиня Мальборо их показательно ненавидит, а вот Абигейл делает вид что ей нравится находиться рядом с ними.
Снята лента на редкость эстетично, костюмы персонажей и интерьеры дворца смотрятся отменно. Правда в картине хватает и откровенных анахронизмов, как в предметах быта, так и в манере общения героев, но просмотру ленты они нисколько не мешают. У ленты весьма специфичная операторская работа как будто искажающая само пространство дворца. Непривычно выглядит обилие планов снятых снизу вверх, отчего фигуры героев становятся более величественными и неестественными, а нам приходится по несколько минут созерцать потолки. При этом сами кадры выглядят какими то узкими и зажатыми, ещё больше усиливая ощущение замкнутости.
«Фаворитка» лента непростая, да и выбранная авторами тема понравится далеко не всем. Тем не менее фильм с очень интересной стороны показывает придворные интриги и освещает не самый популярный исторический период.