Найти тему
Ваш тайный советник

Спас-на-крови «жалкое подражание» Василию Блаженному

Сходства и различия двух знаменитых соборов

Так Красная площадь выглядела в XVI веке. В XVII веке деревянные церкви вдоль Кремля снесут, а их престолы перенесут в собор Покрова на Рву.
Картина: Аполлинарий Васнецов, «Москва при Иване Грозном» (1902)
Так Красная площадь выглядела в XVI веке. В XVII веке деревянные церкви вдоль Кремля снесут, а их престолы перенесут в собор Покрова на Рву. Картина: Аполлинарий Васнецов, «Москва при Иване Грозном» (1902)

Собор Василия Блаженного в Москве и петербургский Спас-на-Крови часто называют братьями-близнецами. Вот только близнецами эти храмы никак не могут быть. Разве что старшим и младшим братом, да и то сводными.

Тайна рождения

Собор Василия Блаженного — символ России. Легенда гласит, что Иван Грозный повелел ослепить архитекторов собора, чтобы они больше не смогли построить нечто столь же красивое. Царь был суров, но вряд ли бы он додумался до такой «награды» зодчим.

Иван IV Грозный
Иван IV Грозный

В советские годы авторство собора приписывали Барме и Постнику. Сегодня историки уже не уверены в этой версии, более того, неизвестно, это два человека или один. В одной из летописей фигурирует Постник (то есть сын Постникова) Яковлев по прозвищу Барма. Если он был один, то тогда его точно не ослепляли, так как несколькими годами позже он же строил Казанский кремль.

По другой версии, создатель храма — неизвестный итальянец. Он соединил в своем творении архитектурные достижения европейского Возрождения и краски русского зодчества.

Cтроительство началось в 1555 году на Красной площади по распоряжению Ивана Грозного. Храм возвели за шесть лет на месте деревянной Троицкой церкви. Он увековечил взятие Казани войсками московского царя в начале октября 1552 года в день Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник и дал название собору.

Пристанища «обновленцев»

В первые послереволюционные годы храм был отдан обновленческой церкви — лояльной к новой власти. Это роднит его со Спасом-на-Крови, где так же несколько лет велись службы «обновленцев». Схожи и дальнейшие судьбы — разорение, музеефикация, угроза сноса, долгие годы реставрации. Теперь оба храма — музеи, в которых периодически проводятся церковные службы.

Родимые пятна близнецов

Главная отличительная черта обоих соборов — их яркие купола — будто глазированные украшения на тортах. По одной из версий, удивительные цвета маковок — это воплощение сна блаженного Андрея Юродивого. Именно ему явилась Богоматерь, и он увидел, как она простирает над миром свой покров. Позже Андрею приснился Небесный Иерусалим с садами, разноцветье которых и попытались воспроизвести создатели собора. Изначально украшение куполов Василия Блаженного было скромнее, эмалевые изразцы на маковках появились в конце XVI века во время перестройки храма после пожара.

При строительстве Спаса-на-Крови идею с яркими куполами повторили, но рисунок подобрали новый.

Собор Василия Блаженного в Москве. Инфографика.
Собор Василия Блаженного в Москве. Инфографика.

Посмотреть инфографику в хорошем качестве — https://download.history1.ru/social/sobor-Vasiliy.jpg

Здесь убили императора

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу в карету Александ­ра II. Через час император скончался в Зимнем дворце. Уже на следующий день Городс­кая дума просила вступившего на трон Александра III разрешить возвести на месте покушения церковь. Тот согласился на часовню, и к 17 апреля она была готова. Возвели ее на народные деньги.

Проек­тировал часовню Леонтий Бенуа. Он же хотел строить и храм. На архитектурном конкурсе он предложил вариант в стиле творений Рас­трелли. Этот проект получил третью премию, а победителем конкурса стал Антоний То­миш­ко, предложивший собор русско-византийского образца. Правда, все варианты Александр III отверг: он хотел храм в традиционном русском стиле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в виде отдельного придела.

Сложный выбор

Вскоре последовал второй конкурс, но снова все проекты были отклонены Алек­санд­ром III. В итоге был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Брат Леонтия Бенуа, Александр, так описывал выбор архитектора: «К государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Пар­ланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Пар­ланда, но, увы, и в этом исправленном, окончательном виде это жалкое подражание Василию Блаженному поражает своим уродством, являясь в то же время настоящим пятном в ансамбле петербургского пейзажа».

Внутри собора соорудили специальную шатровую сень, под которой находится фрагмент канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой. Для этого фундамент собора на 8,5 метров отодвинул русло канала.

Внутри и снаружи со­бор украшен мо­­за­икой. Общая площадь мозаичного покрытия — 7 тысяч квадратных метров. На полу были плиты тончайшего (всего 5 мм) генуэзского мрамора. Посетителям ходить по нему запрещали — только по специальным коврам.

Впрочем, молящихся было немного. На службы приходили по пропускам. Когда после 1917‑го в храм пустили всех желающих, великолепное убранство очень пострадало. Мрамор не выдерживал толп. Позолоту отковыривали. Храму предстояли тяжелые испытания...

После революции у Альфреда Парланда были отобраны все регалии. Он умер от голода в 1919 году в возрасте 77 лет.
-4

Спас-на-картошке

После того, как Спас-на-Крови был закрыт в 1930 году, вопрос о сносе поднимался неоднократно. Снос был запланирован на 1941 год. Храм уцелел чудом. Взрывников буквально от стен здания направили на фронт.
В блокаду здесь размещался морг. Хотя Спас-на-Крови выстоял в войну, надругательство над ним продолжалось еще долгие годы. Здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций Малого театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского. Пожар нанес ущерб уникальной мозаике.
Лишь в 1968 году здание вновь обрело статус памятника архитектуры, а в 1970 году было передано Государственному музею «Исаакиевский собор» в качестве филиала. Реставрация началась в 1972 году и длилась около 25 лет.

-5

Посмотреть инфографику в хорошем качестве — https://download.history1.ru/social/sobor-spas.jpg

Автор текста: Елена Михина

Это интересно:

-6

Материал из выпуска №18 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Петербург vs Москва».
Еще больше о знаменитых храмах в специальной подборке «Знаменитое место > Храмы» на нашем сайте —
https://history1.ru/places

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и приобретайте архивные номера «Тайного советника» —https://history1.ru/archive

Не забывайте делиться материалами в соцсетях, если они вам понравились :)

Просто картинка для обложки :)
Просто картинка для обложки :)