- «Мышкин – не человек. Среди людей он ведёт себя, как инопланетянин. В романе ему 23 года, 20 лет своей жизни он почти не помнит (тяжело болел, лечился за границей), то есть, по сути, ему три года. Он ребёнок, все его реакции – безо всяких условностей. В этом его укоряет Аглая: «У Вас нежности нет: одна только правда, стало быть, - несправедливо».
- Миронов отмечает, что Мышкин как будто «без кожи». Видит всё насквозь. С точностью ловит ощущение вокруг… И это его огромное природное знание делает его уникальным для других героев романа (и читателей). Ведь интуитивно все ищут правду, какой бы она не была.
Нравится мне князь Мышкин уже самим этим разновеликим сочетанием - «КНЯЗЬ» и «МЫШКИН», своим странным появлением в романе, особенным даром быть совершенно отдельным и «другим», но при этом самым уместным, органичным и настоящим. Какая-то невероятная способность: когда он присутствует, всё обращено на него, он занимает пространство очень естественно, не замечая этого. Все на него смотрят и слушают. Его любят и жалеют. К нему привязываются…
Евгений Миронов, сыгравший Мышкина, поделился своим озарением в программах «Белая студия» и «Познер»:
«Мышкин – не человек. Среди людей он ведёт себя, как инопланетянин. В романе ему 23 года, 20 лет своей жизни он почти не помнит (тяжело болел, лечился за границей), то есть, по сути, ему три года. Он ребёнок, все его реакции – безо всяких условностей. В этом его укоряет Аглая: «У Вас нежности нет: одна только правда, стало быть, - несправедливо».
Евгений Миронов называет это свойство «дистиллированная мышкинская правда». Он лично пробовал один день прожить, как Мышкин. Не врать. Это касается всего: не улыбаться, если нет потребности, не здороваться с человеком, если не хочется...Абсолютное прислушивание к себе и доверие своим ощущениям.
«Я до конца дня не продержался, - признаётся Миронов. - Враньё в хорошем смысле и является той «нежностью», которую человек обязан допускать в себе. Какую-то дозу вранья. Потому что сложная жизнь… И потом… правда, действительно, делает больно. Это тоже нужно делать дозированно».
Но Мышкин говорит правду вовсе не для того, чтобы сделать больно. Он просто не умеет иначе. И ему больнее, чем тому, кому эта правда предназначена. Приступы эпилепсии, случающиеся сразу после его откровений, подчёркивают стихийную, неконтролируемую энергию этой правды.
И такая правда, которая существует в Мышкине помимо его воли, которая и есть сам Мышкин, невольно и ошарашивает, и гипнотизирует. «Мышкин не отпускает, - рассказал Евгений Миронов Познеру. – Несмотря на визуальную слабость, он вообще удивительный персонаж, посмотрите, как его любят женщины! Рядом такие красавцы – Даня Иволгин, Рогожин, а любят все Мышкина! Потому что он любит бескорыстно, это тоже не человеческое качество. Мы все в любви эгоисты. А он любит по каким-то другим, неземным законам»…