Найти тему

Nobrow - новая культура на рынке тренингов и обучения

Я долго пытался корректно сформулировать то, что я вижу последнее время на рынке тренингов и обучения, от корректной формы - “экзорцизм акрасии у филистеров”, до некорректной “анимация с целью отъема денег у непуганных идиотов”.

Но оказывается, что еще в “далёком” 2000 году Джон Сибрук в своей книге “Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры” всё хорошо сформулировал. И хоть он писал о музыке и периодической прессе, по моему мнению, на рынке тренингов и обучения мы сейчас наблюдаем именно такой тренд.

Я был приятно удивлён, что среди моих френдов есть те, кто прочитал эту книгу и также рекомендует к прочтению тем, кто занимается маркетингом или обучением. Джон Сибрук вводит новый термин - nobrow, который обозначает эффект стирания граней между высокой (highbrow) и низкой (lowbrow) культурами. Ниже небольшие выдержки из моих записок на полях этой книги.

….

Шум (Buzz) – коллективный поток сознания, «шумящий сумбур» Уильяма Джеймса, объективированная, бесформенная субстанция, в которой смешаны политика и сплетни, искусство и порнография, добродетель и деньги, слава героев и известность убийц. На рынке обучения таким Шумом является “анимация” по мотивам идей “гуманистической психологии”.

Как впустить в себя Шум, чтобы сохранить живость и кредитоспособность, но при этом не потерять своего морального авторитета, который хотя бы отчасти основывался на исключении Шума?!

Граница между искусством (обучения) и порнографией (инфобизнеса) стерлась. По каким стандартам следует оценивать обучение и какие критерии качества к ним применят? Единственным критерием для обучения является вкус. Индивидуальный вкус человека зависит от изученного им канона. Вкус - это культурный капитал человека, сгущенный до состояния сиропа. Обладая преимуществом такого вкуса, можно с уверенностью оценивать нынешнее обучение идеям гуманистической психологии: язык штампованный, сюжеты неинтересны, мораль банальна.

Есть два типа вкусавкус к приятному и вкус к прекрасному. Кант относился к этому делению со всей серьезностью. По Канту, человек вкуса может делать адекватные суждения только с полным желудком («Установить, кто обладает вкусом, а кто им не обладает, можно только тогда, когда удовлетворена потребность»). Но этот аргумент уступает по своей силе позиции, согласно которой никто не имеет права выносить суждения, пока другие люди голодают. Ведь вкус основывался прежде всего на привилегии.

Новая коммерческая культура (Nobrow) – замена аристократической и массовой культур. В аристократической культуре ценность определялась качеством, а в культуре супермаркета - аутентичностью. В аристократической культуре ценилась последовательность культурных предпочтений, а в культуре супермаркета - предпочтения, нарушающие традиционную культурную иерархию. В аристократической культуре присутствовали содержание и его реклама, а в культуре супермаркета границы между ними не существовало.

Культура супермаркета получилась такой: Индивидуальность - Субкультура - Культура мейнстрима, а аристократическая культура выглядела так: Высокая культура - Культура среднего интеллектуального уровня - Массовая культура.

Если старая иерархия была вертикальной, то новая иерархия ноубрау существовала в трёх или больше измерениях. Субкультура выполняла ту же роль, что когда-то и высокая культура: здесь вырабатывались тенденции для культуры вообще.

В ноубрау субкультура была новой высокой культурой, а высокая культура превратилась лишь в ещё одну субкультуру. Но над субкультурой и мейнстримом находилась идентичность - единственный общий стандарт, кантианская «субъективная всеобщность».