Вера Павловна Строева - яркий представитель идеологизированного советского кинематографа, который сейчас кажется безнадежно устаревшим и интересен только тем, кто интересуется историей становления и развития советского государства. У Веры Строевой были две любимые темы в кино: революция и колхозы. Революционные ленты Строевой - неплохая иллюстрация к школьным учебникам по истории. Колхозные драмы дают ценный материал об экономике страны. Смотреть всё это ради удовольствия может только преданный и некритичный поклонник советского кино. Впрочем, было еще кое-что...
Есть у Веры Строевой два фильма не про революцию и не про колхозы, которые могут неожиданно кого-то заинтересовать. "Петербургская ночь" интересна мотивами из рассказов Достоевского "Неточка Незванова", "Белые ночи", а также кадрами с Петербургом начала 30-х годов. От литературного стиля Достоевского в фильме почти ничего не осталось. Режиссер навязывает свой стиль - революционно-освободительный, хотя до известных событий еще далеко. Действия героев обусловлены классовыми противоречиями. Символичный кадр: Медный всадник взят с такого ракурса, как будто он предвещает некое жуткое и неотвратимое событие - революцию, очевидно. Сомневаюсь, что Федор Михайлович писал именно об этом.
После смерти Сталина советское кино вздохнуло свободно. Во второй половине 50-х появляется большое количество "легких" фильмов: оперетты, музыкальные и сатирические комедии, детские сказки. "Веселые звезды" Веры Строевой - из этой серии. Это фильм-ревю, больше напоминающий смонтированные в одну ленту выступления разных артистов. Формально это полноценный полнометражный фильм. Главные герои - играющие самих себя известные советские комики Тарапунька и Штепсель. Фильм смотрится на одном дыхании, есть над чем посмеяться, правда, идеологические заморочки портят общее впечатление. Мне вот не понравилось, как в одном из номеров комики прошлись по западным художникам, которые рисуют непонятную мазню - не то что наши, советские реалисты! Вот пейзаж: лес, небо, река - всё понятно! Досталось и Сальвадору Дали. С другой стороны, попадание Дали в советское кино 50-х годов - уже незаурядный факт...
Перейдем к главным творениям режиссера Веры Строевой. Первая часть - колхозные драмы: "В поисках радости" (1939), "Полюшко-поле" (1956). Настолько забористый соцреализм, что даже говорить о нем не хочется.
Вторая часть - революционный киноэпос. "Мы, русский народ" (1965) - о трагической судьбе русских солдат в Первую Мировую войну и об их вкладе в революцию 1917 года. "Сердце России" (1970) хронологически показывает революционную борьбу в Москве осенью того же 1917-го года. "Поколение победителей" (1936) - своего рода приквел к двум вышеупомянутым фильмам.
Фильм о том, что предшествовало событиям 1917 года. Действие происходит в конце 19-го - начале 20-го веков и показывает различные этапы подпольной деятельности социал-демократов (впоследствии - большевиков).
Интересная особенность почти всех фильмов Веры Строевой: главный герой везде один и тот же, но "в живую" мы его не видим. Его имя - В.И.Ленин. У Строевой это некий мифический персонаж, которого все знают, но никто ни разу не видел. Постоянно подчеркивается его решающая роль во всех событиях, о которых идет речь в фильмах. "Невидимого" Ленина у Строевой так много, что кажется, будто она фанатка Ильича. Странно, что в сценарии "Поколения победителей" не нашлось соответствующей роли. Впервые в советском кино "живой" Ленин появляется в фильме М.Ромма 1937 года "Ленин в октябре".
Тем не менее, поглядеть на главного деятеля той исторической эпохи мы имеем возможность. Хотя бы так:
Или в таком более привычном виде:
Как и "Петербургская ночь", "Поколение победителей" содержит кадры с питерскими достопримечательностями.
Эпизод "Кровавое воскресенье" можно было бы сделать с размахом, например, показать расстрел людей или хотя бы само шествие. Но мы узнаем о подробностях опосредованно.
Далее - восстания, баррикады, трагическая гибель героев.
"Поколение победителей" - пожалуй, самый удобоваримый фильм Веры Строевой. Идеологии здесь не так много, как в последующих произведениях режиссера, потому "Поколение победителей" можно показывать детям как дополнение к школьной программе по истории России. В фильме хватает страстей и драматизма, даже "стрелялки" есть, при этом самые жуткие моменты авторы обходят стороной.